Ваш город:

Психологическая готовность ребенка к школе

31 мар. 2013 г.
0
7106

Как правило, формирование психологической готовности происходит в детском саду или развивающем центре, где проводятся соответствующие занятия, однако этого недостаточно, поскольку большую часть своего времени ребенок все-таки проводит дома. Именно поэтому родителям необходимо уделить пристальное внимание психологической подготовке ребенка в домашних условиях.

Психологическая готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе во многом определяется его психологической зрелостью, которую необходимо формировать с самого рождения малыша. Как правило, формирование психологической готовности происходит в детском саду или развивающем центре, где проводятся соответствующие занятия, однако этого недостаточно, поскольку большую часть своего времени ребенок все-таки проводит дома. Именно поэтому родителям необходимо уделить пристальное внимание психологической подготовке ребенка в домашних условиях.

Но для начала, давайте определимся с тем, что же включает в себя понятие "психологическая готовность".

Основные составляющие психологической готовности

Специалисты выделяют три вида психологической готовности ребенка к школе:

  • личностная готовность - состоит из способностей и навыков будущего первоклассника войти в контакт с учителями и своими сверстниками, и выражается в отношении ребенка к себе, учителям, будущим одноклассникам и учебе в целом. Благодаря таким навыкам и способностям ребенок сможет быстро и безболезненно адаптироваться в новой социальной среде (школе), что положительно отражается на его дальнейшем обучении.
  • волевая готовность - подразумевает готовность ребенка к напряженному труду и школьному режиму, а также способность выполнять те задания, которые не вызывают у него интереса.
  • интеллектуальная готовность - состоит из способности ребенка делать собственные выводы, сравнивать, обобщать и анализировать происходящее. Ребенок должен уметь находить зависимость формы предмета и его функции, поведения и стремления, а также усваивать факты взаимодействия организма со средой. Необходимо отметить, что такие умения и способности достигаются не в процессе обучения, а при общении.

Формирование личностной готовности

Личностная готовность ребенка предполагает высокий уровень эмоциональной устойчивости и эмоционального развития. Принято считать, что ребенок готов к школьному обучению, если его привлекают не только внешние атрибуты школы (форма, портфель, книжки, тетрадки и т.д.), но и возможность получать новые знания.

На формирование личностной готовности ребенка к школе большое влияние оказывает отношение взрослых, которые его окружают, к учебе, как к одной из важных составляющих деятельности человека. То есть, в общении с ребенком взрослые должны подчеркивать, что учеба в школе намного важнее дошкольных игр.

Также немаловажным фактором может оказаться возможность оказаться на новом возрастном уровне. Если дошкольник осознает, что учась в школе он сможет сравняться с более старшими товарищами и поднимется в глазах младших, у него формируется внутренняя позиция, которая определяет его поведение и деятельность. Основным признаком внутренней позиции является отказ от дошкольных игр в пользу учебной деятельности.

Существует несколько методов проверки личностной готовности. Например, ребенку предоставляется возможность рассмотреть новую игрушку, а потом ему начинают читать сказку, при этом чтение необходимо прервать на самом интересном месте. После этого у ребенка интересуются, что ему сейчас хочется сделать: поиграть с новой игрушкой, или дослушать сказку до конца. Если личностная готовность сформирована, то ребенок предпочтет сказку, в противном случае ребенок выберет игрушку.

Формирование волевой готовности

Развитие волевой готовности к школе должно начинаться с раннего детства. Оно происходит за счет формирования сознательного контроля над поведением ребенка при усвоении им общепринятых правил поведения. Также формирование волевой готовности включается в себя развитие памяти, внимания, воображения, чувств и мышления.

Как правило, доминирующую роль в формировании волевой готовности у детей дошкольного возраста занимают ролевые игры. Такие ролевые игры предполагают принятие ребенком различных по статусу и содержанию ролей, проигрывание противоположных привычным ролей, проигрывание своей роли в гротексном варианте. В ходе ролевых игр дети учатся ставить цели и стремиться к их достижению. Уже к шести годам ребенок способен поставить перед собой цель, разработать план действий, реализовать его и оценить полученный результат.

Одним из важнейших аспектов развития волевой готовности ребенка является формирование его познавательной деятельности, которая заключается в том, что ребенок не боится трудностей, не стремится их избегать, разрешает трудности самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Формируется познавательная деятельность во время дружеских, партнерских отношений между взрослыми и ребенком.

Формирование интеллектуальной готовности

Под интеллектуальной готовностью принято понимать достаточный для освоения школьной программы уровень развития психических процессов, которые обеспечивают эффективную интеллектуальную деятельность. То есть, ребенок с уже сформированной интеллектуальной готовностью обладает определенным кругозором, понимает основные закономерности и имеет в запасе конкретные знания. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает развитые любознательность, образные представления, мышление, память, речь и воображение.

Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста вообще отличаются ярко выраженной любознательностью (специалисты называют дошкольный возраст возрастом "почемучек"). Поэтому рекомендуется всегда удовлетворять любопытство детей, и отвечать на их бесконечные "почему", "как", "какой" и "когда". Общение с родителями не только доставляет ребенку радостные ощущения, но и помогает ему развиваться, пополняя запас знаний новой информацией. Однако следует понимать, что "пичкание" ребенка готовыми знаниями (например, зачитывание энциклопедических сведений) будет нерезультативным. Ребенку необходимо все объяснять доступным языком, чтобы он смог понять и принять новую информацию.

Практические советы по психологической подготовке ребенка к школе

  • Организовывайте в свободное время игры в "Школу". Устраивайте короткие (на 15-20 минут) "уроки" в которых ребенок может играть роль как ученика, так и учителя. В ходе игры нужно давать ребенку посильные задания, и обязательно хвалить его, если он их выполнил. Делать замечания в процессе игры можно, однако они должны носить характер рекомендаций и побуждать к дальнейшим действиям.
  • Помогайте ребенку преодолевать трудности. Во время совместных занятий каким-нибудь общим делом старайтесь собственным примером показывать, как нужно доводить начатое дело до конца, даже если не все получается.
  • Читайте ребенку книги и беседуйте с ним. После прочтения книги, не откладывайте ее сразу в сторону, задайте малышу несколько вопросов по содержанию только что прочитанного (например, кто главный герой, хороший он или плохой, как бы ты поступил и т.д.). Такие беседы способствуют развитию внимания, памяти и аналитического мышления.
  • Не запрещайте ребенку играть со своими сверстниками, даже если они ссорятся. Помогите своему ребенку найти контакт с другими детьми, например, приняв участие в их играх. Помните, в школе ребенку предстоит общение с большим количеством детей, и он должен уметь это делать.
  • Откажитесь от постоянной опеки своего ребенка. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно обслуживать себя: завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии, мыть руки, обувать и одеваться и т.д.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Итоги «ММСО Премия года»: Технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы — в числе победителей!
Итоги «ММСО Премия года»: Технопарк Физтех-лицея им. П. Л. Капицы — в числе победителей!
28 дек. 2024 г.
0
1176
Ученики старшей школы на уроке
Государственная Дума РФ включит вопрос о чрезмерной нагрузке школьников в число приоритетов на 2025 год. В российских школах предложили создать службы..
О чрезмерной нагрузке учеников, службах примирения и интеллектуальных помощниках в подготовке к ЕГЭ
27 дек. 2024 г.
0
1785
Об изменении правил поступления в вуз после колледжа
В Государственную Думу РФ внесён законопроект, который уточняет правила поступления в вузы абитуриентов со средним профессиональным образованием. ..
Об изменении правил поступления в вуз после колледжа
26 дек. 2024 г.
0
2306
Оставить свой комментарий

Ваш город: