Ваш город:

Готовность ребенка к школе - основные этапы подготовки

31 мар. 2013 г.
0
7101

Большинство родителей будущих первоклассников считают, что если их ребенок умеет писать, читать и считать, то в его готовности к школе можно не сомневаться. Именно поэтому при подготовке ребенка к школе наибольшее внимание уделяется развитию его умственных способностей, и совершенно не учитывается уровень развития познавательных процессов. Особенно это касается детей, которые получили дошкольное воспитание в домашних условиях.

Готовность ребенка к школе - основные этапы подготовки

Большинство родителей будущих первоклассников считают, что если их ребенок умеет писать, читать и считать, то в его готовности к школе можно не сомневаться. Именно поэтому при подготовке ребенка к школе наибольшее внимание уделяется развитию его умственных способностей, и совершенно не учитывается уровень развития познавательных процессов. Особенно это касается детей, которые получили дошкольное воспитание в домашних условиях.

Под познавательными процессами подразумевается восприятие, мышление, воображение и память. То есть, от уровня развития познавательных процессов ребенка во многом зависит:

  • понимание смысла учебных задач
  • осознание способов их выполнения
  • умение наблюдать, запоминать, слушать и добиваться решения поставленных задач,
  • социально-коммуникативные навыки (умение общаться и не бояться контактировать со своими сверстниками и взрослыми)
  • навыки самооценки и самоконтроля.

Не сложно догадаться, что если завтрашний первоклассник не обладает всеми вышеперечисленными навыками, то школьный процесс обучения не только окажется слишком сложным для него, но и "отобьет" все желание к учебе и посещению школы.

Итак, что же еще должна включать в себя подготовка ребенка к школе, помимо обучения первоначальным навыкам чтения, письма и счета.

Общее развитие

Перед тем как ребенок пойдет в школу его общее развитие должно соответствовать определенному уровню. Речь идет об определенном запасе знаний и представлений ребенка, а также об его умении продумывать свои действия. Поэтому очень важным этапом подготовки к школе является общение с ребенком. Ведь именно в процессе общения ребенок не только овладевает новыми знаниями и получает представление об окружающем мире, но овладевает правильной речью. Полезными могут стать такие совместные занятия, как рисование, придумывание историй, чтение и игры. Достаточный запас знаний и представлений поможет ребенку уверенно чувствовать себя в школе, и не выглядеть "белой вороной" на фоне более подготовленных одноклассников.

Умение продумывать свои действия (или, как говорят специалисты, "внутренний план действий") также очень важно в развитии дошкольника, поскольку весь процесс школьного обучения в основном направлен на практическое использование внутреннего плана действий. Поэтому ребенок не умеющий продумывать свои действия может не успеть за время урока выполнить задание учителя, поскольку будет использовать "внешние действия". Например, если нужно будет вырезать из бумаги цветок, чтобы наклеить его на открытку, то ребенок начнет использовать метод "проб и ошибок", постепенно "урезая" цветок до нужного размера, постоянно прикладывая его к открытке. А вот ребенок, у которого сформирован внутренний план действий, сначала обдумает предполагаемый размер цветка, и только потом приступит к действию. Развивать внутренний план действий необходимо постепенно, используя простые примеры и постоянно приговаривая "сначала хорошенько подумай, и только потом делай".

Воспитание умения управлять собой

Дети дошкольного возраста отличаются хорошей памятью, ярким восприятием и легко переключаемым вниманием. Однако произвольно управлять ими они еще не умеют. Ребенок может надолго запомнить какое-либо незначительное, но заинтересовавшее его событие, но при этом совершенно не обратить внимания на том, что ему не интересно. А ведь в школе ребенку достаточно часто придется концентрировать свое внимание на уроках, которые не всегда вызывают непосредственный интерес. Кроме того, ребенок должен уметь делать не только то, что ему интересно, но и то, что нужно. Воспитывать умение управлять собой лучше всего ненавязчиво, показывая ребенку полезность не очень интересного занятия. Например, можно предложить ребенку помыть посуду вместо мамы, которая за это время успеет приготовить что-нибудь вкусное. Также можно использовать настольные игры, такие как домино и шашки. Игры научат ребенка подчиняться правилам и терпеливо дожидаться своего хода.

Формирование побудительных мотивов к обучению

Несмотря на то, что у дошколят присутствует естественный интерес к школе, как к чему-то новому и неизведанному, необходимо сформировать по-настоящему глубокую мотивацию, которая сможет вызвать стремление ребенка к приобретению знаний. Например, ребенку, который мечтает стать космонавтом, можно объяснить, что в школе он сможет многое узнать о космосе, звездах и планетах. Необходимо отметить, что способы формирования мотивации зависят, прежде всего, от особенностей каждого отдельно взятого ребенка, поэтому родителям необходимо уделять должное внимание его интересам и стремлениям.

Также будущего первоклассника нужно нацелить на успех, объясняя, что у него обязательно все будет получаться, и сформировать позитивное отношение к будущему учителю, школе и самому себе.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
Предназначение новой школы — создать лучшее будущее благодаря сообществам молодых неравнодушных, энергичных и умелых людей, раскрывших свои таланты в ..
Инновационная школа RYBAKOV MOSCOW откроется в сентябре 2025 года. Как она изменит подход к обучению?
21 нояб. 2024 г.
0
369
Совещание, посвященное приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства РФ
Как сообщает Министерство науки и высшего образования РФ, сегодня глава ведомства Валерий Фальков и гендиректор корпорации «Ростех» Сергей Чемезов про..
О приоритизации задач научно-технологической кооперации для достижения технологического лидерства России
21 нояб. 2024 г.
0
335
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
1294
Оставить свой комментарий

Ваш город: