Ваш город:

Конфликт между учеником и учителем: уволить нельзя оставить

3 дек. 2019 г.
0
1378

Все чаще в новостных лентах появляются статьи или видеосюжеты о нелицеприятных выяснениях отношений между учениками и учителями. К сожалению, такие новости из образовательных учреждений уже не воспринимаются обществом как чрезвычайное происшествие, которое невозможно было представить каких-то 20-30 лет назад в стенах школы.

Конфликт между учеником и учителем: уволить нельзя оставить

Скандальная хроника тиражируется и обсуждается на страницах социальных сетей, и мнение по поводу каждого конфликта у участников споров противоположны. Поскольку проблемы взаимоотношений учеников и учителей стали уже достоянием гласности и возникают довольно часто, молчать об этом больше нельзя. Попытаемся беспристрастно разобраться, кто виноват в подобных конфликтах, и что нужно сделать, чтобы эта тема больше не будоражила общество.

Конфликт ученика и учителя – случайная закономерность?

Поколения 70-80 – х годов прошлого века уверенно подтвердят, что сложности во взаимоотношениях учеников и учителей тоже существовали. Но они никогда не достигали критических масштабов, и решались, как правило, сиюминутно, в крайнем случае – на уровне директора школы, без отягчающих последствий для участников конфликта. Как правило, наказание учителя ограничивалось выговором (и это в самом крайнем случае), а провинившегося ученика чаще всего переводили в другой класс или в другую школу. В исключительных случаях школьника могли исключить из общеобразовательной школы с тем, чтобы он продолжил обучение в специальном образовательном учреждении. Да и сами конфликты, по нынешним меркам, были незначительными и носили скорее воспитательный характер.

Отсутствие серьезного противостояния между педагогами и школьниками во многом объяснялось традицией уважения к старшим, которая в прошлом веке соблюдалась свято: в семье, в любом общественном месте и, тем более – в стенах школы, где ученики не позволяли себе грубости даже по отношению к техническому персоналу. Эти нравственно-этические нормы прививались ребенку в семье с рождения малограмотными родителями и дедушками/бабушками, немногие из которых умели читать и писать.

Здесь уместно напомнить, что декрет (закон) о ликвидации всеобщей безграмотности в России был подписан в декабре 1919 года – всего лишь, 100 лет назад, а обязательное среднее образование в России было введено только в 70-х годах прошлого века – 50 лет назад.

Воспитание и культура поведения прадедов уходит корнями в православные или мусульманские традиции, в которых почитание старших и, особенно, учителей закреплено религиозными законами. Начальные, базовые знания были доступны немногим и получали их, в основном при церковно-приходских школах или мечетях, где правила поведения строго соблюдались. Детей учили священнослужители, и поэтому их авторитет был незыблемым. В этой среде воспитывались люди старших поколений, передавая такую систему ценностей по наследству, своим детям.

В советской школе огромное внимание уделялось не только образовательному процессу. Старые учителя отлично помнят, как за отсутствие плана воспитательной работы – патриотической, политической, культурной – можно было оказаться «на ковре» у директора или в парткоме, и получить выговор. Обучение и воспитание подрастающего поколения в те времена были неразрывно связаны. Детей воспитывали во время классного часа, а родителей «просвещали» на собраниях. Вопросы воспитания поднимались и на уроках гуманитарной направленности.

В 90-х годах система, прошедшая проверку временем, была разрушена политическим и экономическим кризисом в стране и новой системой ценностей. Необходимость бороться за выживание перевела общество «на капиталистические рельсы», где знания конвертируются в капитал, а нравственные категории превратились балласт или непозволительную роскошь, мешающую продвижению к материальному благополучию.

Преодоление безграмотности и уход от старых традиций имеют «обратную сторону медали». Сегодняшние школьники – дети родителей из поколения 90-х, у которых становление личности происходило в трудные для страны времена, когда учителя, взращивающие нравственные ценности постепенно ушли, а система воспитания в школе перешла в стадию полураспада.

Как известно, воспитание и обучение – неразрывно связанные процессы, и разрушение воспитательной системы в школе неизбежно приводит к потере качества обучения. Потеря авторитета учителя – яркий пример: не сложно догадаться, что ребенок не будет воспринимать знания от учителя, который не внушает уважения, чей авторитет подрывается администрацией школы, родителями, расшатывается скандальными публикациями о школьных конфликтах.

В новой реальности, в соответствии с западноевропейскими либеральными стандартами, изменилась воспитательная концепция: ребенок – это личность, у которой есть права. Конечно же, это – хорошо и правильно. Но кто-то забыл включить в новую формулу понятие об обязанностях, нравственных нормах, об элементарной этике поведения. Объясняя ребенку его права, нужно говорить и о его обязанностях, и только потом ставить его личность наравне с личностью учителя.

Как видим, причины конфликтов между учеником и учителем – намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Объективно, это – проблема всего современного общества и государства, которую нужно решать системно.

Кто защитит учителя?

Для наглядности примера возьмем несколько заголовков из современной прессы:

  • «В Белгороде информатик подрался на уроке с учеником и остался без работы»;
  • «Между учителем и учеником произошла потасовка из-за спрятанного дневника» - новости из Екатеринбурга;
  • «Конфликт между томским школьником и учителем»;
  • «Школьная драка в Чебоксарах»;
  • «В Татарстане уволили учителя труда, подравшегося с учеником».

Из приведенных примеров видно, что последствия каждого из конфликтов – увольнение учителя.

Почему директор школы чаще всего выступает в роли защитника на стороне ученика и возмущенных родителей? Почему учитель в конфликте с учеником, в результате, теряет работу и профессию?

Как правило, при возникновении конфликтных ситуаций руководство школы опирается на тот факт, что:

  • во-первых, учитель – особенная профессия. Тот, кто учит, не имеет права на ошибку – во всяком случае, так считает директор школы и родители. Поэтому школьник чувствует беспрецедентную поддержку, и для него это – средство манипуляции. В результате учитель становится жертвой за справедливое требование соблюдения дисциплины на уроке, за объективную низкую оценку нерадивости ученика, за откровенную грубость и хамство и т. д.
  • во-вторых, учитель – наставник. Он старше и, стало быть, умнее, опытней, чем ученик. Он должен в любой ситуации управлять своими эмоциями, проявлять мудрость и терпение, которое не означает мягкость, вседозволенность и беспринципность. Именно потому что школьник, в силу возрастных особенностей психики, действует импульсивно, а учитель – зрелая личность, с устойчивой психикой, сложившимся характером и профильным образованием, руководство школы переходит на сторону ученика.

Конечно же, случаются исключения из правил. Например, учитель – выпускник колледжа и ему всего лишь 19-20 лет, а ученик – старшеклассник, шестнадцатилетний подросток. В таких случаях директор, как опытный наставник и руководитель, должен взвешенно подходить к принятию решений, учитывая несущественную разницу в возрасте.

Существует целый ряд причин субъективного характера, которые директору нужно оценивать объективно. Важно помнить, что, сломав карьеру учителя необдуманным наказанием, нельзя по-настоящему помочь ученику в самоутверждении, да и, в целом, престиж профессии может пострадать.

Задуматься о необходимости наказания учителя стоит и родителям. Защищая позицию своего ребенка, родители должны понимать, что даже в том случае, если учитель оказался не прав, ребенок, конечно, испытает чувство удовлетворения, что справедливость восстановлена, обидчик наказан. Но с этим ощущением победы и чувством защищенности его эго, подросток навсегда утратит уважение ко всем учителям, а за этим последуют сомнения в их компетентности, которая, в итоге, нанесет вред ученику.

Не торопитесь требовать наказания для учителя. Приглушите родительский инстинкт и ответьте себе честно:

  • Что вы сделали, чтобы научить ребенка общению?
  • Уважение к старшим воспитывается в семье, с первых дней жизни, на примере родителей, дедушек и бабушек. Какой пример видел ребенок в вашей семье?
  • Нашлось ли у вас время для разговора с учителем об особенностях характера ребенка?

Ответив на эти и другие вопросы, представив себя на месте учителя, родители легче найдут выход из ситуации, без «раздувания» конфликта, и попытаются исключить из него ребенка. Логично, чтобы со взрослым учителем на равных разговаривали взрослые родители.

Вместо послесловия

Наравне с повышением качества образования, назрела и проблема создания новой воспитательной системы, в которой, безусловно, должна найти отражение традиция уважения к учителю, повышение его авторитета и роли в обществе. Для уровня воспитания еще не создана система оценивания в баллах. Но нравственные категории определяют и качество знаний, и качество жизни, и степень зрелости общества.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Выявлять социально опасных учеников будут по письменным работам
Как сообщает РБК, Автономная некоммерческая организация «Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды» (АНО «ЦИСМ») намерена заняться разраб..
Выявлять социально опасных учеников будут по письменным работам
24 сент. 2021 г.
0
39
Определены лучшие вузы РФ по трудоустройству выпускников
По сообщению РИА Новости, лучшим среди вузов РФ по трудоустройству по версии международного рейтинга Quacquarelli Symonds (QS) стал Московский госунив..
Определены лучшие вузы РФ по трудоустройству выпускников
24 сент. 2021 г.
0
92
Учителя РФ назвали размер справедливой заработной платы
Как сообщает РИА Новости, ссылаясь на исследования сервиса «Работа.ру», российские педагоги считают средней справедливой заработной платой 76 тысяч ру..
Учителя РФ назвали размер справедливой заработной платы
23 сент. 2021 г.
0
801
Оставить свой комментарий

Ваш город: