Ваш город:

Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения

7 апр. 2020 г.
1
2497

Сроки создания цифровой образовательной среды в российских образовательных организациях (в том числе, повсеместное обеспечение школ интернетом и создание платформы для дистанционного обучения) четко обозначены в паспорте Национального проекта «Образование». С начала реализации проекта прошло чуть более года (01.01.2019 г.), а до момента завершения, 31.12.2024 года, осталось менее 4 лет. Однако сложившаяся ситуация заставила внести коррективы в эти планы.

Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения

В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, возникла необходимость в переходе на онлайн-обучение уже «здесь и сейчас». Понятно, что согласно утвержденному плану, время для создания в школах цифровой среды еще есть. Однако форс-мажорная ситуация, которую, как водится, никто не ожидал, в целом не повлекла за собой катастрофических результатов, так как что-то из намеченных целей за год все-таки было сделано.

Коронавирус будет побежден, в чем нет сомнений. Поэтому утвержденные ранее сроки и выделенные средства для Нацпроекта «Образование» из-за карантина пересматриваться не будут, что тоже очевидно. Скорее, возникшая непредвиденная ситуация должна максимально мобилизовать работников сферы образования всех звеньев для создания необходимых и безопасных условий обучения.

Ведь, если для детей младших и средних классов, еще можно сдвинуть сроки обучения и итоговых аттестаций безболезненно, то старшеклассникам, студентам и абитуриентам в нынешнем году есть, о чем волноваться, кроме экзаменов. Что уже сделано по плану, в чем заметно отставание и можно ли ускорить создание цифровой среды в школе, чтобы в будущем «смягчить удары» по образовательному процессу, например, во время ежегодных сезонных эпидемий?

Кто «остается учителем, пока…»?

В широкомасштабном проекте есть самые простые пункты, которые можно было бы реализовать задолго до наступления карантина: подключение интернета в школах, обучение учителей категории «50+» базовым навыкам владения ПК и т.д.

Дети, в отличие от учителей старшего поколения, как минимум, последние 20 лет осваивают компьютерную грамоту задолго до прихода в первый класс. Уверенно владеют ПК и молодые учителя. Чего нельзя сказать о педагогах так называемой «старой закалки».

Компьютерная безграмотность учителей, чья молодость прошла до появления интернета и компьютеров в каждой семье, это настоящая проблема, которую можно было решить уже давно, без дополнительных усилий и «директив сверху». И если уж говорить совсем честно, то это проблема не столько государственного масштаба, сколько отдельно взятых учителей, которые не хотят работать над собой и учиться новому. Они до сих пор не могут понять, что эпоху цифровизации уже не повернуть вспять, а знаменитая «формула» К. Д. Ушинского, что учитель «остается учителем до тех пор, пока учится» – уже не крылатое выражение, а основной принцип педагогики.

Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с «продвинутым» первоклашкой выглядит несколько нелепо. А если принять во внимание сухие цифры статистики, то сложившаяся ситуация с компьютерной грамотностью учителей выглядит печально. На фоне дефицита кадров (а это порядка 180 000 учителей в 2020 году) возраст 30% учителей в школе – 50-59 лет, а еще 10% – старше 60 лет. По словам бывшего министра О. Васильевой, компьютерной грамотой не владеют 84% работающих учителей, и подавляющее большинство из них – педагоги с большим стажем и опытом, но, к сожалению, «почивающие на лаврах» былых личных достижений.

Есть ли смысл подключать школы к интернету при таких условиях, и кто будет проводить дистанционное обучение? Надо ли сейчас, в условиях жесткого дефицита педагогических кадров, провожать на пенсию с почетом тех, кто учит, но не учится сам? Не будут ли сорваны сроки реализации Национального проекта, и о каком качестве образования идет речь при таком положении дел? Это – вопросы, требующие пристального внимания как со стороны чиновников, так и со стороны общественности.

Не меньшей проблемой, которую «обнажил» коронавирус, стало качество работы образовательных онлайн-сервисов. Пока уже работающие интернет-платформы использовало незначительное число пользователей, они вполне неплохо себя зарекомендовали. Но как только нагрузка возросла, сразу же «посыпались» жалобы, например, на регулярно «зависающий» электронный журнал и отсутствие нужных видеоуроков.

Нельзя не сказать и о том, что не в каждой семье имеется возможность отдать компьютер ребенку в полное распоряжение. Особенно принимая во внимание тот факт, что многие родители вынужденно перешли на удаленный формат работы. Не подготовленными к дистанционной форме обучения оказались и многие жители маленьких городов и сел в глубинке – некоторые населенные пункты до сих пор не имеют стабильного интернета, а значит и доступа к большинству онлайн-сервисов.

Остается добавить, что качество образования существенно повышается при совмещенных аудиторных и онлайн-занятиях, что подтверждается проведенными совместными исследованиями интернет-платформы «Учи.ру» и министерством образования и науки Чеченской Республики.

Проблемы высшей школы

Уровень компьютерной грамотности у преподавателей ВУЗов значительно выше, чем у школьных учителей. Но оказалось, что и высшая школа не готова к карантину, прежде всего, из-за отсутствия онлайн-моделей обучения и достаточного количества площадок, способных выдержать массовый переход на дистанционное обучение.

Среди названных объективных проблем можно выделить:

  • Бесплатные сервисы, которые оказались наиболее востребованными в условиях карантина, мягко говоря, не блещут качеством предоставляемых услуг. Соответственно, для проведения лекций и семинаров на платных платформах нужны средства, которые либо студенты, либо преподаватели должны выложить из собственного кармана, так как централизованного механизма оплаты цифровых ресурсов не разработано.
  • Студенты и преподаватели пришли к единодушному выводу: лабораторные работы перевести в режим «онлайн» невозможно – такой формат лишает их практического смысла. Остается только один выход: согласовать их очное проведение в составе малочисленных групп.
  • Студенты жалуются, что преподаватели при переходе на дистанционную форму обучения значительно увеличили учебную нагрузку для самостоятельного изучения: записывают и присылают лекции без дополнительных пояснений наиболее сложных моментов, а ответы студентам приходится искать самостоятельно, при отсутствии доступа к необходимой литературе.
  • Пока, до конца не разработан механизм проведения итоговых аттестаций на случай, если карантин придется продлить на 2-3 месяца.

Выяснилось также, что еще в декабре 2018 года в Госдуме рассматривался вопрос о введении термина «интернет-образование» в законодательную базу вместе с порядком его лицензирования. А на деле оказалось, что даже сегодня около 40% ВУЗов России не в состоянии обеспечить для студентов удаленный доступ к учебным ресурсам, а 70% преподавателей не представляют, как организовать работу.

В нашей стране разработкой методик дистанционного проведения лекций и семинаров уже несколько лет занимается Научно-исследовательский университет ВШЭ, но, когда будут готовы результаты, пока неизвестно.

Как бы печально это не звучало, но народная поговорка «не было бы счастья, да несчастье помогло» актуальна сейчас как никогда. Лишь с наступлением эпидемии коронавируса началась ускоренная проработка системы онлайн-обучения. И наблюдая за попыткой наших чиновников хоть как-то урегулировать ситуацию, на ум приходит еще одна поговорка: «Пока гром не грянет…»

Остается надеяться, что серьезный вызов, брошенный эпидемией, заставит «быстро ехать», чтобы больше не было проблем с переходом на дистанционное обучение, полное или частичное, в случае необходимости.

Источники изображений: lentachel.ru, saratov24.tv, img.zik.ua, gdb.rferl.org

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Студенты на лекции в МФТИ
Согласно версии рейтинга агентства RАЕХ МГУ, РАНХиГС, СПбГУ, НИУ ВШЭ и МФТИ стали самыми влиятельными вузами России. А, по сообщению министра просвеще..
О рейтинге самых влиятельных российских университетов и создании педвузов в новых регионах РФ
25 нояб. 2022 г.
0
226
Целевое обучение в вузах РФ
На официальном интернет-портале правовой информации опубликовано утверждённое Правительством РФ постановление, в соответствии с которым для студентов,..
Для целевиков российских вузов могут установить требования по успеваемости
24 нояб. 2022 г.
0
383
Тренировка перед сдачей ЕГЭ
Выпускники столицы РФ получили возможность принять участие в городских контрольных работах в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ), которые ..
Московские выпускники смогут потренироваться перед сдачей ЕГЭ
23 нояб. 2022 г.
0
535
Комментарии
Марина
Гость
14 апр. 2020 г., 11:41

Читая о проблемах, которые возникли в сфере образования связи с распространением COVID-19, со стороны обывателя и родителя двоих детей (сын ученик 3 класса гимназии №12, дочь посещает детский сад) хочу отметить, что ситуацию с дистанционным обучением нельзя считать однозначной. Каждая проблема и выход из нее зависит прежде всего от руководства школы, педагогического состава, умения в сложной ситуации мобилизировать коллектив, иметь тесную связь с родителями и учениками. МБОУ гимназия №12 г. Липецка оказалась готовой к сложившейся в стране ситуацией, поскольку в школе не один год ведется дистанционное взаимодействие руководства, учителей, родителей и детей. Ежедневные прямые трансляции уроков, освещение важных событий, в прессе и соцсетях, использование платформы "Электронный дневник" и многое другое, позволили безболезненно перейти на систему дистанционного обучения. Да, и дети, и родители, и педагоги, и руководство гимназии испытывают другие нагрузки, связанные со спецификой дистанционного обучения, но при этом мы не потеряли в качестве, а выйдя из этой ситуации, мы все однозначно приобретем огромный и неоценимый опыт, который пригодится в дальнейшем.

Оставить свой комментарий

Ваш город: