Ваш город:

Цифровая грамотность: педагоги VS ученики

4 мая 2020 г.
0
228

В эпоху цифровизации общество всецело погрузилось в изучение технологий и возможностей, которые они предоставляют. Наша действительность такова, что умение работать с компьютерными программами требуется практически во всех отраслях. Но освоение цифровой грамотности далеко не всем дается легко и просто.

Цифровая грамотность: педагоги VS ученики

Согласно сложившемуся стереотипу, более развитые навыки использования техники характерны для молодежи. И это – закономерно. Студенты, школьники и даже малыши очень быстро учатся работать с компьютерами, поскольку, они:

  • во-первых, быстрее "схватывают" новую информацию в силу своего возраста,
  • во-вторых, в отличие от старшего поколения, они не представляют жизни без интернета (а доступ к интернету, как известно, невозможен без навыков пользователя компьютера).

У людей более зрелого возраста также отмечается острая необходимость в освоении цифровой грамотности, и, хотя, они испытывают определенные сложности в этом вопросе, их подход к делу более серьезный, сознательный и ответственный.

Уровень цифровой грамотности педагогов и школьников: мнение россиян

Внести ясность в вопрос об уровне владения цифровой грамотностью в сфере образования попробовал аналитический центр НАФИ. В ходе своего недавнего исследования аналитики подробно изучили проблему. Помимо всего прочего, специалисты провели опрос среди населения 136 городов из 50 регионов, в котором участвовало 1600 граждан, оценивших навыки владения компьютерами учителями и их учениками.

По словам кандидата социологических наук, заместителя гендиректора центра НАФИ Тимура Аймалетдинова, который рассказал о результатах проведенного опроса, безоговорочную победу при оценке уровня владения цифровыми технологиями респонденты отдали старшеклассникам. В том, что ученики старших классов намного лучше учителей разбираются в современных технологиях, уверены 70% опрошенных, среди которых большую часть составили респонденты в возрасте до 34 лет, проживающие в Санкт-Петербурге и Москве. Как объясняют социологи, именно возраст опрошенных людей оказал огромное влияние на результат: возрастная категории наибольшего числа респондентов еще помнит свои школьные годы, а тогда разница между педагогами и учениками была более заметна.

Знания за педагогами: не только учат, но и знают

Однако сотрудники Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) опровергают мнение общественности. Согласно другому исследованию данного аналитического центра, которое проводилось на основе данных, полученных Европейской комиссией в ходе оценки цифровой грамотности педагогов в 2019 году, более компетентным в этом вопросе является именно старшее поколение.

Кстати, согласно данным Европейской комиссии, владение цифровыми технологиями населением России в целом оценивается на 62 пункта. При разделении результатов по возрастным категориям выделены следующие показатели:

  • 73 пункта у старшеклассников 14-17 лет;
  • 77 пунктов у студентов в возрасте 18-24 года;
  • 87 пунктов – уровень школьного учителя;
  • 88 пунктов – преподаватели высших учебных заведений.

Такие показатели свидетельствуют о том, что население недооценивает педагогов или, как минимум, не учитывает их стремления к развитию и поддержанию высокого уровня компетенций с целью эффективного обучения подопечных.

Почему молодежь так сильно уступает по результатам научных исследований? Дело в том, что при оценке цифровой грамотности специалисты учитывают целый ряд критериев, а не только наличие технических навыков в целом. В основе исследования лежит методология, предложенная на саммите G20 в 2017 году. Она предполагает определение индекса цифровых компетенций по таким параметрам как:

  • медиаграмотность;
  • информационная грамотность;
  • компьютерная грамотность;
  • отношение к технологическим инновациям;
  • коммуникативная грамотность.

По результатам анализа молодежь лидирует только по критерию «отношение к технологическим инновациям», так как подрастающее поколение вполне ожидаемо проявляет больший интерес к появляющимся на рынке новинкам. В тоже время, господин Аймалетдинов отмечает, что люди старшего поколения, в том числе педагоги, больше информированы об опасностях, которые несет в себе сеть, и имеют хорошо развитое критическое мышление, которое помогает им избегать этих угроз.

Технологии в образовательном процессе

Вместе с оценкой цифровых компетенций педагогов социологи решили определить процент использования технических средств в процессе обучения детей. Результаты опроса показали, что, по мнению большей части российского общества, педагоги недостаточно внедряют компьютерные технологии в учебный процесс. В этом вопросе наиболее скептически настроенными оказались жители Москвы и Санкт-Петербурга, где отрицательный показатель был равен 46%. Высокий процент был также отмечен у населения Северного Кавказа, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов (более 40%).

Отметим, что по оценкам аналитиков, полученным в результате исследования 2019 года, коэффициент использования педагогами цифровых технологий в профессиональной деятельности составляет 48 пунктов из 88, что приблизительно соответствует мнению опрошенных россиян.

Во время изучения данного вопроса специалистами также было выявлено, что наибольшая доля заинтересованных в эффективном внедрении инновационных технологий и непрерывном совершенствовании учебного процесса, а именно 41%, приходится на учителей старше 56 лет. Менее активными оказались молодые учителя в возрасте до 35 лет и учителя начальных классов – 21% и 27% соответственно. Преподаватели ВУЗов продемонстрировали противоположные результаты. У них 34% активных пользователей информационно-компьютерных технологий – молодые сотрудники. Примечательно, что среди преподавателей гуманитарных и общественных наук информационно-коммуникационные технологии в полной мере используют 32%, в то время как в точных науках – 37%.

В целом, высокую оценку удобству применения цифровых устройств дали 90% педагогов. При этом 69% преподавателей заявили о том, что не только активно пользуются компьютерами и другими современными девайсами, но и постоянно интересуются новыми приложениями, программами и т.д.

Чаще всего учителя обращаются к информационно-коммуникационным технологиям либо для повышения квалификации через различные онлайн-платформы, либо для самостоятельного изучения новых методик и педагогических технологий, или с целью обмена опытом с другими коллегами. В отличие от школьников они относятся к онлайн присутствию более внимательно и осторожно, тем самым не только минимизируя вероятность сетевых атак, но и исключая возможность оказаться под влиянием виртуального мира.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Новости образования
С 15 июня Минпросвещения РФ запустит программы профпереподготовки для лишившихся работы россиян
Как сообщает пресс-служба Министерства просвещения России, ведомство подготовило комплекс мер по профессиональной переподготовке и повышению квалифика..
С 15 июня Минпросвещения РФ запустит программы профпереподготовки для лишившихся работы россиян
28 мая 2020 г.
0
45
Добиться небывалых высот вместе с "ИПО" – легко, быстро, доступно
Мы живем в очень интересное, но сложное время, когда из-за стремительного развития технологий специалистам приходится постоянно "держать руку на пульс..
Добиться небывалых высот вместе с "ИПО" – легко, быстро, доступно
28 мая 2020 г.
0
36
Представлен проект нового порядка выдачи школьных аттестатов
На портале проектов нормативных правовых актов Министерство просвещения РФ опубликовало проект приказа нового порядка выдачи школьных аттестатов. Согл..
Представлен проект нового порядка выдачи школьных аттестатов
28 мая 2020 г.
0
1033
Оставить свой комментарий

Ваш город: