Ваш город:

Школьная реформа: утвержден новый порядок образовательной деятельности

9 июн. 2021 г.
0
13222

Разговоры о преобразовании школьной системы слышатся отовсюду все чаще и чаще. Многие эксперты, учителя, родители и даже наиболее активные ученики школ считают, что необходимость в утверждении нового порядка, расширяющего возможности и регламентирующего учебные нагрузки школьников, назрела уже очень давно.

Школьная реформа: утвержден новый порядок образовательной деятельности

И наконец-то чудо свершилось! Чиновники все-таки утвердили новый порядок образовательной деятельности в российских школах. Правда, изменения пока не столь глобальны, как хотелось бы многим участникам образовательного процесса, и скорее касаются лишь организационной части учебного процесса, а не глубоких пластов системы в целом. Но не стоит расстраиваться. Все перемены, как правило, начинаются с «ревизии» и выявления потенциальных возможностей.

Важно, что школьное образование в стране никого не оставляет равнодушным, и на всех уровнях обсуждается с интересом. О каком же новом порядке идет речь? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Основные постулаты «нового порядка организации» учебного процесса

Все «новые» основополагающие принципы образовательного процесса давно прописаны в законе «Об образовании в РФ». Но Порядок, утвержденный Министерством просвещения 22 марта 2021 года – «подзаконный акт», который вступит в силу с нового учебного года, дополнительно и более объемно разъясняет, какие именно изменения произойдут и как ими могут воспользоваться школьники и их родители.

  1. Технический прогресс, пандемия и по-настоящему новый курс государства на развитие науки и образования стали основным толчком для расширения форм обучения и комбинированного подхода. В первую очередь это относится к различным электронным формам обучения.
  2. Ученики начальных и средних классов смогут получать среднее образование в школе или в семье (семейное обучение), а старшеклассники получат возможность заняться самообразованием.
  3. При выборе семейной формы обучения родителям достаточно всего лишь известить об этом органы местного управления за 15 дней до начала учебного года или в течение этого же срока с даты приказа об отчислении.
  4. Федеральные образовательные стандарты при любой форме обучения остаются едиными и неизменными. Поэтому итоговая аттестация ставит в равные условия всех школьников, независимо от того, какую форму обучения выбрали их родители, и ее прохождение обязательно для всех учащихся.
  5. Некоторые пункты Порядка посвящены санитарным нормам и обязательным требованиям к учебной нагрузке.
  6. Согласно нового Порядка расширяются возможности образовательных учреждений: с нового учебного года школы смогут применять сетевые формы обучения – взаимодействовать со специализированными учреждениями/предприятиями и организовывать дистанционные уроки.
  7. Расписание уроков, а также индивидуальный учебный план составляется с учетом способностей и возможностей каждого ребенка.
  8. Ученики начальных классов теперь не должны выполнять домашние задания и не будут получать оценки в привычном для всех понимании (баллы). Хорошо это или плохо – отдельная тема.
  9. В случае абсолютного провала итоговых аттестаций ребенок получает справку о том, что обучался в школе.

Если говорить о новом Порядке образовательной деятельности, то скорее нужно сделать акцент не на правовом и организационном регулировании, а на создании и окончательном внедрении в школьную среду единой IT-системы, которая будет действовать наравне с привычными «бумажными» инструментами – дневниками, журналами, библиотекой и т.д.

Кроме того, нельзя не заметить, что в новом порядке много внимания уделено аспектам, связанным с облегчением перехода на семейное или индивидуальное обучение. Во многом на это повлиял прошлый учебный год, который прошел в условиях пандемии. Но не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в последние годы семейная форма обучения стала пользоваться достаточно большой популярностью, что, естественно, не укрылось от глаз чиновников.

Но в свете того, что «цифровое неравенство» в образовательной среде пока не ликвидировано окончательно (Национальный проект «Образование» в полном объеме заработает только с 1 января 2024 года), государственная информационная система (ГИС), к сожалению, до сих пор хватывает далеко не все регионы России. Поэтому там, где нет доступа к интернету или школьные платформы не подключены к порталу госуслуг, родителям придется оформлять семейное или индивидуальное обучение в привычном, письменном формате.

Семейное или традиционное школьное обучение: психологические аспекты

Философы утверждают, что выбор есть всегда. С этим не поспоришь, глядя на основательно подготовленную правовую и административную базу отечественного среднего образования. Но снятие административных барьеров для семейного или индивидуального обучения означает большую степень ответственности. А ответственность при этом возлагается не столько на школу, сколько на родителей или на старшеклассника, которые в момент принятия решения о том, какая форма обучения предпочтительней, должны это принимать во внимание.

Также нужно понимать, отказ от традиционной школьной формы обучения не означает, что не нужно изучать школьную программу. Это – во-первых. Домашний формат – для ответственных и организованных семей, понимающих, что теперь не получится обвинить школу и учителей в плохом качестве знаний ребенка. А ведь при проверке знаний никаких скидок «домашнему ученику» не будет – ФГОСы для всех одинаковые.

Второй важный аспект, который следует учитывать при выборе формы обучения: школа – среда социализации ребенка и обретения им жизненно необходимых навыков общения. Общественное воспитание невозможно в полной мере организовать в узком семейном кругу, и виртуальный формат общения никогда не заменит непосредственный контакт со сверстниками.

Безусловно, детям творческим и одаренным необходим индивидуальный график занятий в общеобразовательной школе. И это весомый аргумент в пользу выбора отдельных форм обучения. Хотя, и здесь следует учитывать род занятий ребенка: к примеру, карьера балерин или спортсменов коротка, и рано или поздно школьнику, возможно, придется встраиваться в обычную жизнь, где нет «богемных» привычек. Если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями, который по объективным причинам не может посещать школу, то выбор семейного обучения закономерен и обоснован. Но даже в этом случае необходимо задуматься о традиционной форме обучения, как о возможности социализации ребенка и максимального его сближения с одноклассниками, чтобы избежать развития нежелательных комплексов, состояния подавленности и т.п.

Возможность перехода на индивидуальную или семейную форму обучения не должна расцениваться как легкий уход от бытовых проблем: отсутствие необходимости ежедневного посещения школу, конфликты с одноклассниками или учителями и т.д. Это – факторы организующие, способствующие развитию дисциплины, коммуникативным способностям ребенка, которые понадобятся ему в будущем.

Любые нововведения доказывают свою эффективность со временем, на практике. Образование и воспитание детей – наиболее тонкая и чувствительная сфера в каждом обществе, где необходимы вдумчивость и осторожность в принятии решений, даже при отсутствии правовых преград.

С другой стороны, опыт показывает, что именно разнообразие форм обучения помогло без ощутимого урона знаниям и здоровью детей завершить прошлый учебный год и приступить к занятиям по учебному плану первого сентября 2020 года. Стало быть, гибкость и универсальность нового Порядка подоспели вовремя.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Директор департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и детского отдыха Минпросвещения Наталья Агре
Экспертная группа, включающая российских деятелей искусства, совместно с представителями Минпросвещения РФ намерена определить перечень песен для обра..
Минпросвещения и артисты РФ подберут под каждый возраст песни для уроков музыки
24 янв. 2025 г.
0
687
Артем Метелев - председатель комитета Госдумы РФ по молодёжной политике
В Государственной Думе РФ раскрыли подробности законопроекта о борьбе с травлей в школах...
В Госдуме РФ рассказали о подготовке законопроекта о борьбе с травлей в школах
23 янв. 2025 г.
1
1458
Московский педагогических госуниверситет
Правительство Москвы запускает пилотную программу высшего образования по подготовке педагогических кадров для системы среднего профессионального образ..
Правительство Москвы внедряет программу по подготовке преподавателей профобразования
22 янв. 2025 г.
0
681
Оставить свой комментарий

Ваш город: