Профессиональное образование начало свое становление еще во времена Древней Руси. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профтехобразования пришелся на конец 19 - начало 20 века.

Профессиональное образование начало свое становление еще во времена Древней Руси. Многочисленные археологические находки неопровержимо свидетельствуют, что в Древней Руси было превосходно налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений и т.д. А о наиболее талантливых древнерусских мастерах слагались былины и передавались сведения в летописях. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профтехобразования пришелся на конец 19 - начало 20 века.
Профессиональное образование в эпоху царствования Петра І
Более 300 лет тому назад Петр І задумал превратить замшелую патриархальную Русь в сильнейшее цивилизованное государство, с которым бы считались соседи, уважали союзники и боялись враги. Другими словами, Петр решил построить фактически новое экономически развитое государство - с новыми заводами и налаженными торговыми отношениями с европейскими государствами. Для этого ему было нужно не только "прорубить окно в Европу", но и раскачать своих ленивых подданных. Он верил, Россия имеет огромный потенциал, как людских, так и природных ресурсов. И все что нужно, чтобы построить новое государство - это пробудить "русского медведя" от спячки.
Экономический подъем Российской державы Петр видел, прежде всего, в развитии промышленности. Он был уверен, что, во-первых, русские мастера могут изготавливать все необходимое для полноценного развития российской державы. А во-вторых, что нужно активно налаживать торговые отношения с западными государствами, но таким образом, чтобы как можно больше товаров экспортировать, и как можно меньше импортировать.
Богатые природные ресурсы России существенно облегчали реализацию далеко идущих планов Петра. Однако он понимал, что мало просто добыть сырье, нужно еще и правильно им воспользоваться - переработать и изготовить конечный продукт. Именно поэтому под его патронажем в России начали появляться государственные профессиональные школы.
Первая ремесленная школа, которая называлась "Школа навигационных и математических наук", была основана в Москве 14 января 1700 года. В период с 1701 по 1721 года были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Уральских и Олонецких заводах. Необходимо подчеркнуть, что профессиональное образование в те времена являлось делом государственной важности, поэтому любое неповиновение царским Указам сурово каралось, вплоть до смертной казни.
Поскольку российская промышленность нуждалась в специалистах (кораблестроителях, моряках, металлургах, артиллеристах и т.д.) петровская школьная реформа была направлена, в первую очередь, на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности. Под его руководством были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян. То есть, школа стала сословной, а учеба приравнивалась к службе.
Профессиональные школы времен Екатерины II
На создание новой системы образования Екатерину II сподвигла философия европейского Просвещения, поэтому большое внимание уделялось социокультурным задачам и познаниям человеческого разума. Однако и профессиональное образование не было забыто. Так в Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозаводские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе. Среди наиболее выдающихся выпускников этой школы можно выделить Ивана Ползунова - создателя первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.
В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого был оборудован тренировочный рудник со штольнями и шахтами. В 1767 году в том же Петербурге при морском госпитале была открыта и первая государственная хирургическая школа. На момент основания ее штат состоял всего лишь из одного прозектора, двух учителей и пяти профессоров. Впоследствии эта школа "разрослась", и стала именоваться Военно-медицинской академией.
Конечно же, такого термина, как "профессионально-техническое образование" в те времена еще не существовало, однако все условия для его появления уже имелись. Наибольший расцвет профтехобразования пришелся на вторую половину 19 века, после социально-экономических реформ Александра ІІІ, во времена царствования которого была создана Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию (1968 г).
Профтехобразование: от Александра ІІІ до Николая ІІ
Период с 1888 до 1917 года характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования. Утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра ІІІ, "Основные положения о промышленных училищах" на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:
- средние технические училища - готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;
- низшие технические училища - подготавливали рабочих для определенной сферы производства;
- ремесленные училища - обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения.
В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров и рабочих. И главное место в этих планах занимали специальные предметы. Одновременно с этим правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России: Московское общество распространения технических знаний, Русское техническое общество, общество содействия кустарно-ремесленного образования и т.д.
Неоценимый вклад в развитие профессионально-технического образования внесли съезды ИРТО (1889-1904 гг), на которых были сформированы основные принципы и положения методики образования, организации образования, улучшение условий труда и вопросы физической подготовки учащихся.
В 1911-1917 годах профессиональное образование претерпело некоторые изменения: в частности в 1911 году было предложено предоставить профессиональным училищам больше самостоятельности в разработке учебных программ и планов. В 1915 году Государственной думой был одобрен "Проект законоположения о профессиональном образовании", согласно которому общественным организациям и частным лицам предполагалось разрешить открывать новые учебные заведения.
30 мая 1917 года Временным правительством был утвержден Закон о реформе профессионально-технического образования, однако революция прервала все реформы и открыла новый этап развития профессионального образования в России.