Ваш город:

История развития профессионального образования: царская Россия

29 мая 2013 г.
0
14541

Профессиональное образование начало свое становление еще во времена Древней Руси. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профтехобразования пришелся на конец 19 - начало 20 века.

История развития профессионального образования: царская Россия

Профессиональное образование начало свое становление еще во времена Древней Руси. Многочисленные археологические находки неопровержимо свидетельствуют, что в Древней Руси было превосходно налажено производство различных предметов обихода, оружия, одежды, украшений и т.д. А о наиболее талантливых древнерусских мастерах слагались былины и передавались сведения в летописях. Однако настоящее становление профессионального образования пришлось на времена царствования Петра І, который отводил образованию роль одной важнейших опор государственной политики. А вот настоящий расцвет профтехобразования пришелся на конец 19 - начало 20 века.

Профессиональное образование в эпоху царствования Петра І

Более 300 лет тому назад Петр І задумал превратить замшелую патриархальную Русь в сильнейшее цивилизованное государство, с которым бы считались соседи, уважали союзники и боялись враги. Другими словами, Петр решил построить фактически новое экономически развитое государство - с новыми заводами и налаженными торговыми отношениями с европейскими государствами. Для этого ему было нужно не только "прорубить окно в Европу", но и раскачать своих ленивых подданных. Он верил, Россия имеет огромный потенциал, как людских, так и природных ресурсов. И все что нужно, чтобы построить новое государство - это пробудить "русского медведя" от спячки.

Экономический подъем Российской державы Петр видел, прежде всего, в развитии промышленности. Он был уверен, что, во-первых, русские мастера могут изготавливать все необходимое для полноценного развития российской державы. А во-вторых, что нужно активно налаживать торговые отношения с западными государствами, но таким образом, чтобы как можно больше товаров экспортировать, и как можно меньше импортировать.

Богатые природные ресурсы России существенно облегчали реализацию далеко идущих планов Петра. Однако он понимал, что мало просто добыть сырье, нужно еще и правильно им воспользоваться - переработать и изготовить конечный продукт. Именно поэтому под его патронажем в России начали появляться государственные профессиональные школы.

Первая ремесленная школа, которая называлась "Школа навигационных и математических наук", была основана в Москве 14 января 1700 года. В период с 1701 по 1721 года были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Уральских и Олонецких заводах. Необходимо подчеркнуть, что профессиональное образование в те времена являлось делом государственной важности, поэтому любое неповиновение царским Указам сурово каралось, вплоть до смертной казни.

Поскольку российская промышленность нуждалась в специалистах (кораблестроителях, моряках, металлургах, артиллеристах и т.д.) петровская школьная реформа была направлена, в первую очередь, на получение подростками профессиональных знаний и технической грамотности. Под его руководством были созданы школы для солдатских детей и введено обязательное обучение духовенства и дворян. То есть, школа стала сословной, а учеба приравнивалась к службе.

Профессиональные школы времен Екатерины II

На создание новой системы образования Екатерину II сподвигла философия европейского Просвещения, поэтому большое внимание уделялось социокультурным задачам и познаниям человеческого разума. Однако и профессиональное образование не было забыто. Так в Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозаводские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе. Среди наиболее выдающихся выпускников этой школы можно выделить Ивана Ползунова - создателя первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого был оборудован тренировочный рудник со штольнями и шахтами. В 1767 году в том же Петербурге при морском госпитале была открыта и первая государственная хирургическая школа. На момент основания ее штат состоял всего лишь из одного прозектора, двух учителей и пяти профессоров. Впоследствии эта школа "разрослась", и стала именоваться Военно-медицинской академией.

Конечно же, такого термина, как "профессионально-техническое образование" в те времена еще не существовало, однако все условия для его появления уже имелись. Наибольший расцвет профтехобразования пришелся на вторую половину 19 века, после социально-экономических реформ Александра ІІІ, во времена царствования которого была создана Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию (1968 г).

Профтехобразование: от Александра ІІІ до Николая ІІ

Период с 1888 до 1917 года характеризируется наиболее активным развитием российской системы профессионального образования. Утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра ІІІ, "Основные положения о промышленных училищах" на законодательном уровне установили единую систему разрозненных ранее профессионально-технических учебных заведений. С этого времени профтехучилища начали подразделять по трем типам:

  • средние технические училища - готовили техников, которые могли работать помощниками инженеров и других руководителей промышленных предприятий;
  • низшие технические училища - подготавливали рабочих для определенной сферы производства;
  • ремесленные училища - обучали определенному ремеслу, чаще всего связанному с бытом населения.

В этот период в содержании профессионального образования появились планы, которые определяли основные пути подготовки квалифицированных техников, мастеров и рабочих. И главное место в этих планах занимали специальные предметы. Одновременно с этим правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России: Московское общество распространения технических знаний, Русское техническое общество, общество содействия кустарно-ремесленного образования и т.д.

Неоценимый вклад в развитие профессионально-технического образования внесли съезды ИРТО (1889-1904 гг), на которых были сформированы основные принципы и положения методики образования, организации образования, улучшение условий труда и вопросы физической подготовки учащихся.

В 1911-1917 годах профессиональное образование претерпело некоторые изменения: в частности в 1911 году было предложено предоставить профессиональным училищам больше самостоятельности в разработке учебных программ и планов. В 1915 году Государственной думой был одобрен "Проект законоположения о профессиональном образовании", согласно которому общественным организациям и частным лицам предполагалось разрешить открывать новые учебные заведения.

30 мая 1917 года Временным правительством был утвержден Закон о реформе профессионально-технического образования, однако революция прервала все реформы и открыла новый этап развития профессионального образования в России.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Ученики IT-школы
В России запустят программу ремонта учреждений среднего профессионального образования (СПО), а в Санкт-Петербурге в 2025 году откроют первую государст..
О программе ремонта учреждений СПО и открытии первой государственной IT-школы
26 апр. 2024 г.
0
3139
Валерий Фальков с рабочим визитом в Татарстане
Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков провёл панельную сессию «Новая модель инженерного образования: синтез, традиции, инновации»..
О визите В. Фалькова в Татарстан и перспективе сотрудничества ЦКП «СКИФ» с индустриальными партнёрами
25 апр. 2024 г.
0
888
Студенты РФ
По информации пресс-службы Минцифры, на Госуслугах появятся электронные студенческие билеты и зачётные книжки. А согласно подписанному Президентом РФ ..
Об электронных студенческих билетах и упрощении условий получения статуса молодого специалиста
24 апр. 2024 г.
0
1174
Оставить свой комментарий

Ваш город: