Для системы образования России 2013 год стал настоящим потрясением: мало того, что вступил в силу новый закон "Об образовании", который, кстати, можно смело назвать одним из самых скандальных (не ругал и не обсуждал его только ленивый), так еще и в школах снова ввели школьную форму. И если обсуждение и критика закона "Об образовании" несколько стихли, то споры вокруг школьной формы не утихают до сих пор.

Для системы образования России 2013 год стал настоящим потрясением: мало того, что вступил в силу новый закон "Об образовании", который, кстати, можно смело назвать одним из самых скандальных (не ругал и не обсуждал его только ленивый), так еще и в школах снова ввели школьную форму. И если обсуждение и критика закона "Об образовании" несколько стихли, то споры вокруг школьной формы не утихают до сих пор.
Предлагаем Вам подборку наиболее весомых аргументов, которые выдвигаются как со стороны сторонников спецодежды для школьников, так и со стороны ее ярых критиков.
Предистория спора
Внешний вид человека (а значит и его одежда) выступает как определенный показатель его принадлежности к какой-либо группе социума. Именно одежда визуально указывает на профессию. Допустим, у врача — это белый халат, у милиционера — форменная одежда. При этом абсолютно никто не выступает против ношения спецодежды. Поэтому возникает вполне резонный вопрос: а почему с помощью школьной формы нельзя выделить учеников общеобразовательный учреждений?
Ведь многие забывают, что в дореволюционные времена гимназическая форма была необходимым атрибутом ученика. Ее носили не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами. Форма выступала в качестве знака важности, культурности, благонравия. Эту же функцию выполняла и более привычная большинству из нас школьная форма советского типа. Подчеркнем, школьная форма не уравнивала детей, поскольку даже в советское время существовало несколько вариантов школьной формы, а позволяла выделить школьников, как отдельное сообщество.
Аргументы противников школьной формы

Те, кто выступает против введения школьной формы, утверждают, что специальная одежда для школьников мешает детям проявлять свою индивидуальность. Среди основных утверждений критиков можно выделить такие наиболее яркие высказывания, как: «Это анахронизм. Форма была в советских школах, а сегодня не актуальна, потому что не нужно всех уравнивать», «Форма в школах — это наказание для многих детей! По большей части она не комфортна, не красива, и не качественна», «Является довольно затратной вещью из-за быстрого роста детей. При этом, цена абсолютно не соответствует качеству».
То есть, основным доводом противников школьной формы является то, что она будет мешать самовыражению учеников (качество, стоимость и комфортность школьной формы мы опустим, поскольку выбор фасона, цвета, материала и т.д. во многом зависит от родителей, а потому может варьироваться).
Не спорим, самовыражение в одежде — вещь не только хорошая, но и нужная. Однако не стоит забывать и о чувстве меры. Например, одной из негласных проблем многих общеобразовательных школ является внешний вид подростковых неформальных групп, а именно - их своеобразная одежда и специальная атрибутика. Молодые люди активно пользуются правом выбора одежды и демонстрируют свою принадлежность к той или иной группе. Причем иногда эта демонстрация доходит до абсурда: ученик может позволить себе прийти на урок в цепях, неумытый и не расчесанный.
Специалисты уверены, что эксцентричный внешний вид школьников – это скорее протест, чем самовыражение. А ведь в школу приходят получать знания, а не протестовать. Четко определить время для проявления протестов и получения знаний как раз и помогает школьная форма.
Аргументы сторонников школьной формы

Теперь рассмотрим основные аргументы противоположной стороны, а именно сторонников формы для учеников. Они уверены, что в школе самое главное — учебный процесс. Если дети перестанут отвлекаться на внешний вид, то все их внимание будет направлено на достижение успехов в учебе. Вот что говорят родители, ратующие за введение школьной формы: «Это хорошо, что есть школьная форма. Моя дочурка не затрачивает свое время на выбор наряда перед тем, как идти на учебу», «Я считаю, форма помогает сосредотачиваться на учебе».
Утверждение, что форма организовывает детей, конечно, справедливо. Но стоит сделать небольшие оговорки. Введение одной лишь школьной формы на дисциплину целиком никак не повлияет, а когда форма выступает в комплексной системе работы с ребятами — это уже довольно действенный способ настроить учеников на учебный процесс.
Также сторонники школьной формы убеждены, что спецодежда для школьников особенно важную роль играет в жизни учащихся начальных классов. Для ребенка школа — особенное место, к которому необходимо специальное отношение, специальное поведение и специальная одежда. Школьная форма помогает сформировать внутреннее понимание ребенка того, что он — ученик. А поскольку школьная форма в данном случае выступает в качестве одного из показателей принадлежности к взрослой школьной жизни, младшеклассники носят ее с большим удовольствием.
Вместо заключения
Ошибочно полагать, что задача школьной формы — сгладить материальное неравенство детей. Если следовать такой идее, то стоит запретить и разноцветные ручки, и сотовые телефоны, и украшения. Школьная форма наделена скорее символической функцией, позволяющей выделить период обучения в школе, как один из самых важных и значимых периодов в жизни каждого человека.
Противникам школьной формы хочется сказать, что школьная форма ни в коей мере не препятствует самовыражению ученика (тем более, что каких-то строгих ограничений по фасону, цвету или комплектности сегодня не существует). Просто у него появится возможность проявить свою индивидуальность не посредством одежды. а через собственные достижения в учебе.