В мире существует несколько необычных школ, в которых ученикам не нужно постоянно сидеть за партами, где учителя прислушиваются к их мнению, и куда все дети ходят с огромным удовольствием. Не верите? Убедитесь сами. Сегодня мы предлагаем вам отправиться на экскурсию по самым необычным школам мира, каждую из которых, мы в этом уверены, с радостью будет посещать любой ребенок.
Мы все привыкли к тому, что ученики в школах целый день занимаются и имеют возможность отдохнуть только во время коротких перемен. Но оказывается, не все учебные заведения такие, какими мы привыкли их видеть. В мире существует несколько необычных школ, в которых ученикам не нужно постоянно сидеть за партами, где учителя прислушиваются к их мнению, и куда все дети ходят с огромным удовольствием.
Не верите? Убедитесь сами. Сегодня мы предлагаем вам отправиться на экскурсию по самым необычным школам мира, каждую из которых, мы в этом уверены, с радостью будет посещать любой ребенок.
ALPHA Alternative School (Канада)
Канадская школа ALPHA – это реальное воплощение школы-мечты всех школьников. Здесь нет строгого расписания, не задают домашних заданий, не ставят оценок, и не заставляют учить то, что не интересно. Ученики сами решают, как они будут проводить свой день, и какие занятия они будут посещать. Если между участниками образовательного процесса возникает конфликтная ситуация, то администрации школы созывает специальный комитет, в состав которого входят как учителя, так и ученики. Стороны конфликта высказывают свои претензии, а члены комитета пытаются найти компромиссное решение, способное всех удовлетворить.
Примечательно, что классы в ALPHA формируются не по возрасту, как принято в нашей стране, а по интересам: параллельно с математикой и правописанием дети занимаются лепкой, кулинарией или живописью. Такой подход, в основе которого лежит философия "все дети уникальны и развиваются по-разному", приводит к тому, что дети чувствуют ответственность за собственное обучение, принимают активное участие в разработке образовательного процесса и помогают друг другу.
Что самое интересное, главная задача учителей заключает не столько в том, чтобы "вложить" в головы учеников новые знания, сколько в том, чтобы не мешать им заниматься тем, что их интересует. Кстати, в качестве учителей выступают не только профессиональные педагоги, но и родители учеников, если им есть чему научить школьников.
Mountain Mahogany Community School (США)
Американская школа Mountain Mahogany отличается оригинальным подходом к организации образовательного процесса. Школьная политика построена на трех основных принципах: безопасность, удовольствие и эмоциональное развитие. Администрация школы уверена, что залог хорошей успеваемости учеников – активная вовлеченность ребят и позитивная атмосфера в образовательном учреждении. А потому в уставе школы четко обозначено, что учебный процесс образовательного учреждения построен на таких принципах и обязательствах, как:
- радость и безопасность;
- индивидуализированное обучение;
- экологическая осведомленность;
- медиаграмотность;
- школьная жизнь на основе реальной жизни;
- грамотность и критическое мышление;
- универсальная эмпатия.
Несмотря на то, что школьная программа включает в себя стандартные общеобразовательные дисциплины, детей, прежде всего, учат бытовым навыкам (кулинарии, шитью, садоводству и т.д.) и взаимодействию с окружающим миром. Ну а чтобы дети знали, как нужно общаться с природой не только "на словах", но и на практике, школьники сами выращивают фруктовые деревья на школьном подворье, плодами которых потом и питаются.
Ørestad Gymnasium (Дания)
Главная особенность гимназии Орестад – оригинальная конструкция здания, которое напоминает настоящее произведение искусства как снаружи, так и изнутри. Аудитории отделены друг друга весьма условно – практически все классы занимаются в одном большом помещении, разделенном на небольшие "комнаты" стеллажами. Такая архитектурная особенность школы помогает ученикам сосредотачиваться исключительно на занятиях и прививает навыки работы в любых условиях. Этому же способствует и учебная программа, предусматривающая выполнение заданий за пределами школы: например, подготовка статей для газет и решение других коммуникационных задач для бизнеса.
В центре здания расположена шикарная винтовая лестница, соединяющая все четыре этажа школы, на которой ученики отдыхают во время перемен, валяясь на подушках и разглядывая потолок, украшенный огромным количеством небольших круглых ламп, напоминающий звездное небо. Кстати, мягкие подушки здесь можно встретить повсеместно – лежа на них, ученики общаются, обсуждают проблемы или просто отдыхают.
Учатся в этой школе только старшеклассники, которые в дальнейшем планируют посвятить свою жизнь кинематографии и журналистике. Все ученики имеют неограниченный доступ к беспроводному интернету, благодаря чему они свободно взаимодействуют как в реальном, так и виртуальном пространстве. Да и вообще, традиционные учебники и тетрадки в Орестад практически не используются – здесь практикуются инновационные способы работы и цифровые носители информации.
Watershed School (США)
Вместо урока биологии – поход в лес, вместо географии – сплав на байдарках по реке, вместо уроков архитектуры – прогулки по городским улицам, а вместо душных классов – необъятные просторы местных ферм. Нет, мы не описываем увлекательную программу какого-то летнего лагеря. Все это – учебные будни в школе Watershed, которая прославилась на весь мир своей нестандартной учебной программой Farm to Table.
Обучающий процесс Watershed School гармонично сочетает в себе занятия обычными предметами (математикой, английским и т.д.) и целую вереницу приключений. Стремясь максимально разнообразить учебу и досуг школьников, администрация школы использует огромное количество культурных, природных и человеческих ресурсов: местных предприятий, общественных хозяйств, некоммерческих организаций и государственных учреждений.
В ходе обучения ученики очень много путешествуют, причем не только по местным окрестностям, но и далеко за их пределами. Большое внимание уделяется трудовому воспитанию школьников. Много времени ребята проводят на одной из шести местных ферм, где не только наблюдают за жизнью на животных, но и помогают за ними ухаживать, тем самым приобретая опыт управления сельским хозяйством. Кроме того, ученики школы принимают активное участие в жизни своего региона. Например, в свое время они оказали посильную помощь в восстановлении Нового Орлеана после урагана Катрина.
А как у нас?
Не нужно думать, что все креативные школы работают только за границей. В России также существуют школы, которые можно смело отнести к необычным. Речь идет о школах, которые организованны специально для детей якутских оленеводов-кочевников. Это передвижные школьные палатки, ожидающие своих учеников на каждой стоянке кочевников. Школьников них мало, и все они занимаются по специальному расписанию. Домашние задания ученики получают по спутниковому интернету, а после выполнения отсылают на проверку учителю. Контрольные работы, кстати, якутские школьники тоже выполняют по интернету.