Как сообщает «Парламентская газета», в ходе состоявшегося в минувший вторник в Госдуме РФ круглого стола Надежда Княгинина, научный сотрудник лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ, предложила увеличить срок обучения в российских школах с 11 до 12 лет. По её мнению, это бы могло избавить детей от избыточной нагрузки в течение учебного года.
Согласно исследованиям ВШЭ из 803 опрошенных школьников из 14 субъектов РФ 72% заявили о том, что чувствуют себя уставшими из-за уроков и домашних заданий. Причём больше всего устают ученики 10-11 классов (85%).
Сообщая о результатах исследования, Н. Княгинина также добавила: «При этом мы посмотрели, остаются ли силы у них на что-то другое, и оказалось, что в целом наши уставшие дети живут довольно насыщенной жизнью. В среднем ребёнок в стране 2,5 раза в неделю ходит на дополнительные занятия — как в младшей, так и в старшей школе. Дети очень много ходят на спорт, в целом только 12 процентов детей не занимаются физической активностью. После школы у них тоже большая палитра занятий — например, творчество, книги».
Оценивая ситуацию с нагрузкой школьников, эксперт отметила, что в целом критической её назвать нельзя, однако в системе образования есть над чем работать.
К примеру, имеются проблемы со школьным расписанием. По словам Н. Княгининой, «нынешние СанПиНы регулируют его не так, как следовало бы». Учителя, несмотря на требования, часто ставят на первом уроке контрольные работы, а после физкультуры – серьёзные уроки, «хотя дети после неё не могут сосредоточиться».
Кроме того, эксперт полагает, что учителям стоило бы по максимуму засчитывать достижения школьников в кружках и даже у репетиторов, для того чтобы избежать «дублирования педагогической нагрузки».
В заключение представитель ВШЭ предложила разработать примерные учебные программы, благодаря которым объёмы домашних заданий сократились бы, а также попробовать увеличить нормативный срок обучения через индивидуальный учебный план и ввести «дополнительный учебный год — 12-летку, но в режиме эксперимента».