В рамках Гайдаровского форума Сергей Кравцов, министр просвещения России, заявил о росте качества образования в России, а в минувшую пятницу рассказал о том, что в Минпросвещения РФ разрабатывают технологию, которая поможет повысить квалификацию учителей при работе с детьми.
Глава, выступая на сессии Гайдаровского форума «От продукто- до человекоцентричности в общем образовании», сказал: «Мы сами провели анализ, взяли разные страны, которые участвуют в исследованиях Pisa, PIRLS и TIMSS, и посмотрели динамику с 2016 года по 2020 год. Допустим, Гонконг достаточно активно развивается. Как ни странно, качество образования там падает. В 2016 году Гонконг по показателю занимал четвертое место, сейчас - седьмое. <…> В Финляндии есть определённая образовательная трагедия – качество образования падает: они были на 8,5 месте, сейчас – на 10. А у России качество образования растёт. Мы были на 14,5 месте, сейчас на 13,5».
По мнению С. Кравцова, основной причиной снижения качества образования в ряде стран является отказ от базовых предметных знаний.
Комментируя этот факт, министр пояснил: «Гонконг – мы посмотрели, почему понижается качество образования. Потому что очень много делается по развитию учителя, директора школы, продуманная система профессионального роста учителя. Но уходят от предметных знаний, от базы – и качество падает. Финляндия то же: снижение контроля качества, упор на развитие функциональной грамотности, уход от предметных знаний. Соответственно, только практикоориентированность понижает качество образования».
Кроме того, Сергей Кравцов рассказал о том, что команда специалистов Минпросвещения РФ на текущий момент разрабатывает технологию, которую можно использовать в повышении квалификации учителей для массовой школы, «чтобы учителя умели работать с высокомотивированными школьниками, которые есть уже в каждой школе». По словам министра, зачастую высокобалльники, приходя в вуз, сталкиваются со снижением желания учиться в связи с тем, что в школе с них строго спрашивали, а в вузе они «сами по себе». В этой части очень важно «поддержать эту мотивацию, чтобы она шла у каждого школьника вверх».
Также глава ведомства подчеркнул важность повышения престижа работы учителя, формирования уважения общества к этой профессии.
Он, в частности, сказал: «Может быть архисовременная школа, с потрясающим дизайном, всё в этой школе есть. Но если в школе нет учителя, это не школа. Очень много, если не всё, в школе зависит от учителя. И моя мечта, чтобы учителя нашей страны были счастливы, чтобы они получали достойную зарплату. <…> Престиж работы учителя, уважение к учителю – вот, наверное, самая главная моя мечта».