Как сообщает телеграм-канал «Наука и университеты», ссылаясь на размещённую 17 мая 2023 года на сайте Российского совета по международным делам (РСМД) статью доктора философских наук, профессора, главного научного сотрудника РАНХиГС Гульнары Красновой, предстоящее реформирование отечественной системы образования в международном контексте, а именно – отказ от бакалавриата и магистратуры, может иметь целый ряд негативных последствий.
По словам эксперта РСМД, в настоящее время абсолютное большинство стран в мире реализуют многоуровневую структуру высшего образования «бакалавр – магистр – доктор». Речь, по оценкам специалистов, примерно о 185 странах, а это 95% от всех государств в мире. Из них на сегодняшний день только 48 стран подписали Болонскую декларацию, и в этом списке не только европейские державы, но и большинство государств СНГ, а также Китай, Иран, страны Африки и другие.
Большинство стран реформировало свои системы высшего образования в многоуровневые «бакалавр – магистр – доктор», не подписав при этом Болонскую декларацию, с целью развития международного образовательного сотрудничества и привлечения иностранных студентов. Ведь отсутствие общих подходов к структуре образования и общепринятой терминологии для названия уровней образования было бы крайне затруднительно для разных национальных систем высшего образования с различными структурами степеней и академическими традициями.
Г. Краснова, анализируя ситуацию, назвала целый ряд последствий реформы образования для международного образовательного сотрудничества.
1. Произойдёт снижение привлекательности российских дипломов о высшем образовании для иностранных студентов, что окажет негативное влияние на экспорт российского образования.
2. Возникнут проблемы с признанием иностранных квалификаций в России и в зарубежных странах в рамках действующих двусторонних и многосторонних договоров о взаимном признании, как для потенциальных абитуриентов, так и квалифицированных кадров, привлекаемых из-за рубежа. Фактически все соглашение о взаимном признании дипломов, заключённые с момента введения бакалавриата и магистратуры в 2012 году, станут ничтожными.
3. Отказ от бакалавриата и магистратуры может затруднить, к примеру, реализацию действующих и разработку новых совместных образовательных программ и программ с зарубежными университетами, академических обменов, стажировок как в рамках межуниверситетских двусторонних соглашений, так в рамках сетевых университетов.
Кроме того, для того чтобы развивать международное сотрудничество, поддерживать связи с зарубежными партнёрами и привлекать иностранных студентов на обучение, российская система образования должна использовать доступные им термины, понятия и институциональные рамки.
Меняя систему в очередной раз, Россия отказываемся не только от инструментов международного сотрудничества, но и от позитивного опыта, наработок, лучших мировых практик, и, как следствие, наша система образования теряет конкурентоспособность.