Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова в минувшую пятницу провела совещание с ректорами вузов по разработке национального проекта «Кадры».
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования России, на площадке Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова прошло обсуждение подготовки нацпроекта «Кадры».
Обращаясь к собравшимся в зале, Т. Голикова сказала: «Правительством организована работа по подготовке новых национальных проектов, которые начнут реализовываться с 2025 года, в том числе национального проекта «Кадры». В первую очередь национальный проект «Кадры» направлен на достижение устойчивой и динамичной экономики, технологическое лидерство, реализацию потенциала каждого человека, а также развитие его талантов».
Обсуждение нацпроекта уже прошло на нескольких профессиональных площадках, в том числе с участием работодателей, предприятий и организаций, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Вице-премьер подчеркнула важность проекта для устойчивой экономики и технологического лидерства и призвала всех его участников к тому, чтобы направить усилия на максимальное приближение уровня подготовки наших выпускников к быстро меняющимся потребностям экономики, рынка труда. При этом она отметила, что в 2024 году контрольные цифры приёма в вузы составляют 621 321 место, из них 145 тысяч предусмотрено на целевое обучение, приём на которое впервые будет организован с использованием платформы «Работа России», где зарегистрировано свыше 113 тысяч предложений от работодателей.
Выступая с докладом, глава Минтруда Антон Котяков обозначил шесть этапов подготовки кадрового прогноза, включая расчёт потребности в кадрах и корректировку с учётом стратегического планирования: «Первый – расчёт общей кадровой потребности производственных видов экономической деятельности на основе макроэкономических параметров. Второй – расчёт кадровой потребности в непроизводственных видах экономической деятельности на базе демографического прогноза и территориальных особенностей. На третьем этапе происходит декомпозиция расчётных данных в разрезе субъектов. Четвертый этап, на котором мы сейчас находимся, – определение замещающей кадровой потребности в разрезе регионов на основе статданных и сведений работодателей. Следующие шаги – определение профессионально-квалификационной структуры общей и замещающей кадровой потребности, а также корректировка полученного прогноза с учётом документов стратегического планирования и ведомственной специфики».
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков в своём выступлении подчеркнул важность баланса между ключевыми миссиями университетов и необходимость планирования на основе прогноза кадровой потребности: «Перед системой высшего образования стоит задача – дать опережающие компетенции и квалификации по отношению к современным технологиям. Существенной мерой выступает переход к планированию и распределению контрольных цифр приёма на основе единого прогноза кадровой потребности на пятилетний период с его ежегодной корректировкой».
Министр здравоохранения Михаил Мурашко описал важность практико-ориентированного обучения для медицинских специалистов, проведение практической подготовки в клиниках и выделение бюджетных мест для целевого обучения: «Для будущих медицинских специалистов принципиально важна практико-ориентированность уже на этапе обучения. Более двух третей всех бюджетных мест на медицинских специальностях выделяется в интересах регионов России – заказчиков целевой подготовки кадров для своих подведомственных медицинских учреждений».
В заключение Т. Голикова поблагодарила ректоров за содержательный разговор и заявила о том, что по итогам состоявшегося обсуждения поступившие предложения ректорского сообщества будут учтены при доработке нацпроекта.