Школьные программы по истории в России и Великобритании в ближайшее время претерпят изменения. Хотя новый курс на пересмотр преподавания истории уже подвергся критике в обеих странах, существующее положение дел не отвечает современным требованиям исторического образования.
Так, британский министр образования г-н Гоув считает текущий курс истории в школах чересчур «обобщенным и художественным» и предлагает преподавать предмет более конкретно и последовательно, с упором на жесткую хронологию. В то же время, критики позиции министра обвиняют проект программы в зацикленности на британской истории в ущерб всемирной и чрезмерной регламентированности.
В нашей стране также создается новая программа преподавания истории, автором которой стало Российское историческое общество. Результатом ее работы станет не только новый учебник, но и новый историко-культурный стандарт. Эта концепция широко обсуждалась в СМИ, в частности рассмотрению подверглись не только проблемы преподавания отечественной истории, но и трактовки ряда исторических процессов.
Единого учебника не будет
По словам Андрея Лукутина, входящего в число разработчиков нового историко-культурного стандарта, единого учебника по истории, скорее всего, не будет. Имеет смысл говорить о целой линейке учебников, например, о двух-трех учебниках для каждого класса. В них не будет одного «правильного мнения», одного взгляда на исторические события и деятельность исторических личностей. Т.е. можно говорить об отходе от разделения исторических реалий на «черное» и «белое».
Сегодня существует два варианта написания учебных пособий по истории. Первого из них придерживаются в США, где существует единый учебник с жесткой интерпретацией исторических событий, которой и должны придерживаться учителя и ученики школ. В то же время в Германии существует много учебников по национальной истории, которые имеют собственные сайты поддержки с развитым контентом.
ЕГЭ придется менять
По мнению г-на Лукутина, новые учебники будут бесполезны, если не провести принципиальные изменения в структуре ЕГЭ по истории. На сегодняшний день для сдачи экзамена от ученика не требуется быть патриотом, иметь собственное мнение или уметь вести дискуссию, а упор на освоение конкретных знаний делает ненужным воспитательный компонент изучения истории.