До середины 2014 года Минобрнауки планирует разработать и утвердить специальный проект стандарта для детей с ограниченными возможностями. Министерство образования и науки официально сообщило, что в 2014-2015 гг. этот стандарт пройдет апробацию.
Более того, будет два вида стандартов для детей со слабым здоровьем – особые условия будут отдельно обозначены для детей-аутистов. На текущий момент, дети с такой особенностью учатся в обычных или коррекционных школах. Такие школы еще называют инклюзивными. В Москве есть несколько таких школ, а в регионах их практически нет.
Как правило, воспитательный процесс детей с особенностями здоровья не имеет единой программы и основан на методе проб и ошибок. Понятие инклюзия еще неразвито в российском образовании. В этом году появились первые выпускники инклюзивного образования. Сложность ситуации заключается в том, что есть много нерешенных вопросов, начиная с организации выдачи документов и заканчивая формой оплаты за обучение таких детей.
Для детей с разной степенью физического несоответствия должен быть разный подход. Так, некоторые дети с ДЦП имеют сохраненные параметры интеллекта и поддаются обучению, а синдром Дауна уже более серьезное отклонение, при котором обучающий процесс очень затруднителен. А вот дети-аутисты – особый случай. Тут прослеживается парадоксальная ситуация, они иногда способны на уникальные результаты, но при этом проявляют странности в общении, например, могут целый урок просидеть под столом или разговорить с учителем как с одноклассником.
Всё вышеописанное указывает на то, что существует большое различие в состоянии здоровья, а соответственно и уровень образования, вернее, подход, должен быть тоже соответствующим. Может быть разработана особая школьная программа, может быть разный срок её освоения, а в отдельных случаях, обучение естественным жизненным навыкам на протяжение всего школьного периода.