Будут ли знания, полученные в школе, действительно полезны в дальнейшей жизни? Способны ли педагоги оказать помощь в развитии ребенка как личности? Может ли система образования загубить тот набор хороших качеств, которые дает человеку природа? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в рамках данной статьи.
Вы когда-нибудь думали о том, для чего нужно получать среднее образование? Наверное, если задать такой вопрос родителям, многие из них, даже не задумываясь, ответят, что школа дает детям тот необходимый базовый багаж знаний, без которого они не смогут достойно "войти" во взрослую жизнь.
Однако довольно немногие родители, отправляя своих любимых чад в современные образовательные организации, по-настоящему понимают, какие именно знания ребенок там получит. Будут ли эти знания действительно полезны в дальнейшей жизни? Способны ли педагоги оказать помощь в развитии ребенка как личности? Может ли система образования загубить тот набор хороших качеств, которые дает человеку природа? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в рамках данной статьи.
Лирическое отступление или воспоминание о былом величии
Как вы думаете, почему во времена Советского Союза образованные люди действительно ценились государством и считались образцом для подражания? Потому что качество образования в школах было абсолютно иным, чем в современных образовательных организациях.
- Во-первых, советские школы основной упор делали на те области знаний, которые считались наиболее важными. И только вскользь затрагивали те сферы, которые способствовали еще большему развитию кругозора школьников.
- Во-вторых, помимо основных научных дисциплин в школах практиковались занятия, направленные на воспитание в учениках сильного характера и уверенной в себе личности.
- В-третьих, многие учителя были ориентированы на то, чтобы помочь школьнику в развитии уже имеющихся у него способностей.
Конечно же, в советской системе образования были не только преимущества, но и недостатки (например, чрезмерная идеологизация или подавление всего нестандартного и т.д.). Однако, несмотря на все недостатки советских образовательных учреждений, в них присутствовало самое главное – систематический подход к обучению и тщательный отбор педагогических работников, чего нельзя сказать о современных школах. Что же не так со школами в России сегодня? И почему некоторые специалисты считают, что формат обучения в современных российских школах нуждается в срочной "перезагрузке"?
Основные проблемы современной системы среднего образования
Баба ЕГЭ
Ох уж этот ночной кошмар каждого современного школьника. Этой бабой сейчас вполне можно пугать маленьких детей, что и делают учителя в школах, если и не с начальной школы, то со средней точно. Пожалуй, бабу ЕГЭ можно смело включить в ТОП главных бичей образования. Давайте разберемся почему.
- После введения единого государственного экзамена школы начали усиленно готовить своих выпускников к этому виду испытания. При этом существенно сократился объем по-настоящему полезных для дальнейшей жизни знаний.
- Большинство заданий ЕГЭ по сути бессмысленны, а на некоторые вопросы, предлагаемые школьникам, не могут ответить и кандидаты наук. Забавно, не так ли?
- Основной упор на уроках делают именно на сдачу ЕГЭ, а не на расширение кругозора школьника.
Добавим к этому еще и саму систему проведения тестирования. Ученики сидят под прицелом видеокамер, да еще и с незнакомыми тетями/дядями-надзирателями. Даже те, кому скрывать нечего, начинают паниковать. В итоге у школьников достаточно часто случаются нервные срывы и в особо крайних случаях развивающиеся психические и психосоматические заболевания. Прекрасный букет, не так ли? А ведь всего этого еще несколько лет назад не было. Что-то улучшилось со времени введения ЕГЭ? Сомнительно. Именно поэтому сегодня многие специалисты бьют в "набат" и настаивают на отмене ЕГЭ.
Домашние задания
Теперь предлагаем поговорить о преимуществах и недостатках домашних заданий. Естественно, во все времена мало кто из школьников хотел их делать. Правда, повзрослев, очень многие заговорили об их пользе и необходимости выполнения. Так ли это?
Давайте рассмотрим среднестатистические домашние задания, которые задают в современных школах. Просто возьмите задачник своего ребенка и внимательно изучите его. Вы увидите, что многие задания однообразны и направлены на бесконечное повторение одного и того же материала, а не на продвижение вперед и познание чего-то нового. Дети, которые схватывают все на лету, вынуждены выполнять рутинные и неинтересные задания (кстати, порой задания не просто неинтересные, а откровенно глупые).
В результате, ребенок теряется всякий интерес как к выполнению домашних заданий, так и к обучению в целом. Ведь детский мозг надо заинтересовать, у школьника должно появиться любопытство к чему-то новому, доселе ему неизвестному. Другой вопрос, когда ребенок не способен понять тему, да и не хочет ее понимать, предпочитая тратить время на компьютерные игры или телевизор. Тут уже требуется серьезный разговор с ребенком о его довольно бессмысленном времяпровождении.
Отметим, что выполнение домашних заданий приучает детей к дисциплинированному подходу к рутинной и неинтересной работе. Принимая во внимание тот факт, что в основе своей вся наша жизнь состоит как раз из рутинных обязанностей, быть может, в домашних заданиях все-таки есть смысл. Важно только, чтобы ребенок понимал, для чего ему нужно заниматься не только в школе, но и дома.
Жестокость
Да, жестокость в школах царствовала всегда. Драки, соперничество, бойкоты – это именно те проявлений жестокости, которые можно встретить практически в любой образовательной организации. Однако порой в современных школах происходит такое, отчего волосы встают дыбом, а у детей формируется целый букет комплексов и психологических травм, которые могут остаться с ним на всю оставшуюся жизнь.
В средствах массовой информации регулярно появляется информация о вопиющих проявлениях жестокости среди школьников. То группа ребят целенаправленно и изощренно издевается над своим одноклассником, из-за чего он предпринимает попытку самоубийства. То несколько школьников объединяются в настоящую бандитскую группировку и терроризируют всю школу. То один из школьных лидеров "на спор" привселюдно унижает более слабого и безответного ученика.
Мало того, учителя зачастую не только не препятствуют школьным разборкам, но и сами жестоко относятся к детям. Причем жестокость проявляется как в психологическом давлении на школьников, так и в прямом рукоприкладстве. И ситуация с каждым годом только ухудшается. Почему так происходит? Специалисты озвучивают несколько причин: это и пагубное влияние телевидения/компьютерных игр, и всеобщая вседозволенность, и непростые взаимоотношения в семьях и т.д. Однако наибольше влияние на возникновение жестокого отношения в школьном коллективе, по мнению специалистов, оказывает низкая квалификация педагогического состава в современных школах.
Заключение
В данной статье мы постарались рассмотреть лишь несколько из многих причин того, почему среднюю школу сегодня принято считать чуть ли не вселенским злом, а современную систему образования в лучшем случае малоэффективной.
Рассмотренные нами недостатки российской системы среднего образования, безусловно, не могут стать причиной для полного отказа от обучения в школе. Но они должны заставить родителей с большей серьезностью относиться к выбору образовательной организации и программы обучения (благо, сегодня выбирать можно и есть из чего), а также не поддаваться соблазну пустить процесс обучения на самотек и принимать самое активное участие, как в жизни отдельно взятой школы, так и переформатировании всей системы образования России.