Ваш город:

Методика Николая Зайцева

6 февр. 2014 г.
0
5343

Несмотря на популярность развивающих методик зарубежных авторов (например, Гленна Домана или Сесиль Лупан) многие российские родители отмечают, что они не настолько эффективны, как об этом говорят сами авторы и различные публикации в прессе. А вот методики раннего развития детей, разработанные нашими отечественными специалистами (такими как Николай Зайцев), не только более эффективны, но и намного понятнее.

Методика Николая Зайцева

Несмотря на популярность развивающих методик зарубежных авторов (например, Гленна Домана или Сесиль Лупан) многие российские родители отмечают, что они не настолько эффективны, как об этом говорят сами авторы и различные публикации в прессе. А вот методики раннего развития детей, разработанные нашими отечественными специалистами (такими как Николай Зайцев), не только более эффективны, но и намного понятнее.

Возможно это связано с разницей в менталитете или с неточностью перевода зарубежных программ обучения. Это не суть важно. Главное, чтобы молодые родители понимали, что не стоит чрезмерно увлекаться разрекламированными зарубежными методиками. И если они видят, что их ребенку выбранная родителями программа обучения не подходит, то лучше перейти к другой. Может быть она будет менее насыщенной и не такой популярной, но зато более эффективной и понятной.

И не нужно думать, что все отечественные методики похожи на привычные нам консервативные основы советской педагогики (хотя и в них ничего плохого нет). Ведь тот же Николай Зайцев сумел разработать программу обучения, позволяющую в игровой форме (то есть, без утомительных занятий и "насилия" над психикой и желаниями ребенка) быстро научить ребенка свободно читать и считать уже в 3-4 года. И при этом не только не отбить у малыша охоту к обучению, но и привить ему интерес к знаниям.

Несколько слов о Николае Зайцеве

Педагог-новатор Николай Александрович Зайцев большую часть своей жизни посвятил решению одной из самых сложнейших задач педагогики: как использовать естественные потребности ребенка в игре для обучения и системной подачи материала. Другими словами, он создавал программу обучения, в который обучающие пособия играют роль игрушек, благодаря чему дети в процессе игры (независимо от того, групповые это игры или самостоятельные) усваивают новые знания естественным образом.

Работая с самыми разными детьми (а послужной список Николая Александровича впечатляет: он работал и в колонии для несовершеннолетних преступников, в интернате для детей с проблемами развития, и в обычном детском саду и школе) Зайцев пришел к убеждению, что научить ребенка счету, чтению и письму в самом раннем возрасте совсем несложно. Достаточно просто следовать логике восприятия ребенком звуков и полностью отказаться от традиционных методов изучения букв и счета.

Результатом многолетних наблюдений и исследований особенностей развития детей стали уникальные обучающие материалы (наиболее известными являются, так называемые "кубики Зайцева"), а также оригинальные программы обучения чтению, письму, счету, каллиграфии, иностранному языку, которые, как показала практика, работают намного эффективнее, чем зарубежные аналоги.

Особенности методики Николая Зайцева

Методика Зайцева построена на том, что основой строения языка являются не отдельно взятые буквы, а склад – комбинация из гласной и согласной буквы или согласной буквы с мягким или твердым знаком. Этот вывод был сделан на основании того, что младенец, который пытается сказать свои первые слова, всегда выговаривает слога, а не раздельные буквы (например, ма-ма, ба-ба). Значит, если обучать ребенка чтению по слогам, то обучающий материал будет восприниматься малышом намного легче, быстрее и естественнее.

Еще одной составляющей успешного обучения по методике нашего соотечественника является наглядность. Обучающий материал должен постоянно находится перед глазами детей: развешенные по стенам таблицы, которые невозможно не заметить, разноцветные кубики Зайцева в качестве игрушки. Кстати, это не просто кубики с нарисованными на них слогами. Они различаются не только по цвету, но и по размеру, весу и звучанию. Благодаря этим особенностям кубики Зайцева обеспечивают как непроизвольное запоминание складов, так их по определение по твердости, мягкости, звонкости или глухости звучания.

Ну и самое главное, обязательным условием занятий по Зайцеву является непринужденная обстановка. Детям разрешается бегать, прыгать, лежать, шуметь. В общем, они могут играть так, как им хочется, переходят от таблицы к карточкам, от карточек к кубикам и обратно. И вот так, совершенно незаметно для себя и не отвлекаясь от игры, ребенок в считанные часы (дети в возрасте 4-5 лет овладевают чтением и счетом уже через 15-20 часов занятий) овладевает знаниями, пополняет свой словарный запас и приобретает отличную физическую форму.

Как проходят занятия по методике Николая Зайцева

Стандартный урок Зайцева длится не более 25 минут. Занятия предпочтительно проводить в группе, так как автор методики уверен, что детям намного интереснее заниматься в коллективе. Во время занятий дети могут абсолютно свободно передвигаться по комнате, и самостоятельно работать с обучающим материалом.

Обучающий материал представляет собой 52 кубика, на которых написаны все склады, позволяющие составить любое слово, также таблицы (со слогами и цифрами), ленты и тематические карточки. Отметим, что все таблицы написаны большим шрифтом, чтобы ребенку не нужно было напрягать зрение.

Непосредственный процесс занятия выглядит примерно следующим образом: педагог указкой показывает на какой-нибудь слог, а ребенку необходимо найти его среди кубиков. Для лучшего усвоения материала активно используются "попевки Зайцева" – задорные песенки, которые помогают малышам усваивать учебный материал.

Недостатки методики Николая Зайцева

Как уже говорилось выше, эффективность методики Зайцева доказана практике. Но несмотря на это и она имеет недостаток. А именно, дети, научившиеся читать по системе "от склада к слову", могут столкнуться с определенными проблемами в школе: им будет сложно понять традиционную для наших школ систему "буква-слог-слово".

Кроме того, поскольку методика Зайцева не предусматривает приобретения навыков звукового анализа, у школьника могут возникнуть сложности при фонетическом разборе слова, а также при разборе слова по составу.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Использование ресурсов МЭШ на уроках в школе
В России намерены закрепить в календаре новый праздник – День математика. А в библиотеке «Московской электронной школы» (МЭШ) появилась рубрика «Звёзд..
О Дне математика в России и рубрике «Звёзды читают стихи» в библиотеке МЭШ
6 мая 2024 г.
0
507
Школьники с телефонами на переменах
Как сообщает РИА Новости, член комитета Государственной Думы РФ по безопасности Султан Хамзаев обратился к главе Роскомнадзора Андрею Липову с предлож..
В Госдуме предложили заблокировать TikTok на территории России
3 мая 2024 г.
0
1138
Студенты на лекции
В России усовершенствуют подготовку педагогических кадров в системе высшего образования, а с 1 мая 2024 года поступающие на программы бакалавриата и с..
О совершенствовании подготовки педкадров и изменении приёма на целевое обучение в вузах РФ
2 мая 2024 г.
1
1568
Оставить свой комментарий

Ваш город: