Ваш город:

Профессиональное образование для людей с ОВЗ станет доступнее

30 авг. 2016 г.
0
4162

Что делается для того, чтобы профессиональное образование для людей с ОВЗ стало еще более доступным? Предлагаем вам ознакомиться с последними изменениями в "Доступной среде", зафиксированными на законодательном уровне.

Профессиональное образование для людей с ОВЗ станет доступнее

Программа "Доступная среда" для людей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) обговаривается не первый год. В 2015-2016 годах она была продлена и дополнена двумя важными документами: приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309, регламентирующим порядок приема на обучение, и распоряжением Правительства РФ №. 1507-р, которым был утвержден план по реализации программ сопровождения людей с ОВЗ при получении профессионального образования. Именно этими документами определяются изменения в образовательной системе учреждений среднего и высшего звена в части создания максимально комфортных условий для доступного образования людей с ОВЗ.

Предполагается, что планомерные изменения будут завершены уже к 2020 году. Отметим, что согласно статистическим данным, благодаря внедрению данной программы только в 2015 году качественное средне-профессиональное и высшее образование смогли получить 480 тысяч людей с ОВЗ. И чиновники уверены, что эти показатели с каждым годом будут только увеличиваться.

Так что же делается для того, чтобы профессиональное образование для людей с ОВЗ стало еще более доступным? Предлагаем вам ознакомиться с последними изменениями в "Доступной среде", зафиксированными на законодательном уровне. Но для начала давайте перечислим основные факторы, определяющие доступность образовательной среды для людей с ОВЗ.

Факторы, определяющие доступность образовательной среды для людей с ОВЗ

Понятие доступности образования многогранно и включает в себя следующие составляющие:

  • архитектурные удобства помещений;
  • финансовая поддержка;
  • социальная адаптация;
  • территориальный комфорт;
  • бытовая навигация;
  • реабилитационный блок.

Как можно догадаться, далеко не каждое учебное заведение сегодня может похвастаться наличием всех вышеперечисленных факторов, что собственно и является основным "камнем преткновения" на пути реализации программы "Доступная среда".

Основные положения программы "Доступная среда"

В образовательных организациях РФ уже начались создаваться необходимые условия для людей с ОВЗ в виде индивидуальных образовательных маршрутов. И таких учебных заведений становится все больше и больше.

Каждый техникум/колледж или ВУЗ, прежде чем начать работу по программе "Доступная среда", должен защитить проект перед комиссией и получить специальную лицензию. При этом образовательная система учреждений должна учитывать многие моменты, в том числе:

  • профессионализм и соответствующую подготовленность кадровой (педагогической) команды;
  • логистику;
  • техническую и материальную основу;
  • доступность;
  • востребованность нововведений для людей с ОВЗ и их родителей.

Кроме того, образовательные организации должны учитывать все особенности студентов с ОВЗ, а также создавать им комфортные условия для получения практических и теоретических знаний (в том числе, предусматриваются и специальные подготовительные курсы для преподавательского состава). Ну а чтобы полученный диплом позволял людям с ОВЗ в дальнейшем обеспечивать себе финансовую независимость, программа "Доступная среда" предусматривает тесное сотрудничество образовательных организаций с работодателями, что гарантирует трудоустройство выпускников с ОВЗ по окончанию профессионального обучения и получения диплома.

Какие изменения будут внедрены в ближайшие годы?

Распоряжением № 1507-р от 16 июля 2016 года правительством РФ был утвержден план мероприятий, направленных на создание максимально комфортных условий получения профессионального образования для людей с ОВЗ и их дальнейшего трудоустройства. Срок выполнения мероприятий ограничен 2020 годом.

Ожидается, что в ближайшие пять лет профессиональное образование для людей с ОВЗ станет еще доступнее благодаря введению следующих новшеств:

  • Обеспечение профориентации детей-инвалидов со 100%-м охватом обучающихся лиц.
  • Выявление потребностей дипломированных специалистов в трудоустройстве из числа инвалидов.
  • Целевое обучение с последующим устройством на работу.
  • Создание условий для профобразования с учетом индивидуальных особенностей.
  • Информационно-разъяснительная работа по вопросам устройства на работу.
  • Утверждение единых требований к специалистам центра занятости, работающими с людьми с ОВЗ.
  • Подготовительные курсы для сотрудников центра занятости, обеспечивающие корректность работы с инвалидами.
  • Формирование критериев для трудовых рекомендаций в реабилитационной документации.
  • Разработка книги-справочника по трудоустройству людей с ОВЗ с реальным перечнем предприятий, успешных проектов, рабочих мест некоммерческого направления.
  • Сопровождение человека с ОВЗ в период трудоустройства.
  • Обучение необходимым навыкам для реализации предпринимательской деятельности.
  • Создание и мониторинг реализации программ, направленных на облегчение трудоустройства людей с ОВЗ.
  • Расширение перечня услуг для студентов с ограниченным здоровьем.
  • Проведение анализа трудоустройства выпускников средне-специальных и высших образовательных учреждений.

Сопровождение студента с ОВЗ и проектирование стандартных услуг для него

Ожидается, что результатом реализации программы "Доступная среда" станет абсолютная доступность профессионального образования для людей с ОВЗ, начиная с поступления/обучения и заканчивая практикой, оформлением и приемом на рабочее место.

Ответственность за выполнение программы возложено, в первую очередь, на Министерство труда и Министерство образования и науки, а также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Примечательно, что если раньше только подведомственным образовательным учреждениям было рекомендовано к 2020 году создать необходимые условия обучения для реального получения знаний и последовательного поступления на работу лиц с ограниченными возможностями. Теперь же все образовательные структуры, независимо от их правовых форм и статусов, обязаны создать рекомендованные программой условия и сделать профессиональное обучение людей с ОВЗ максимально доступным и комфортным.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
504
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
832
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1262
Оставить свой комментарий

Ваш город: