Как организовать процесс обучения, чтобы школьники справлялись с объемом знаний и в будущем могли управлять сложнейшей техникой, быть профессионалами, хозяевами жизни? Хочется верить, что ответы на эти вопросы поможет найти система "ПОТОК", которая скоро будет запущена в московских школах.
Неуклонное и стремительное увеличение объема знаний человечества привело к тому, что дети уже не справляются с этой непрерывной лавиной информации, которую нужно не только изучить, но и систематизировать, запомнить. Не успевают отслеживать появление новинок в области науки и техники педагоги, не успевают за прогрессом составители и издатели новых учебников и программ. Все чаще современные школьники при выполнении домашнего задания прибегают к помощи электронных библиотек.
Человеческие возможности не безграничны, но и полагаться всецело на "умную технику", которая будет думать вместо человека, нельзя. Как организовать процесс обучения, чтобы школьники справлялись с объемом знаний и в будущем могли управлять сложнейшей техникой, быть профессионалами, хозяевами жизни? Хочется верить, что ответы на эти вопросы поможет найти система "ПОТОК", которая скоро будет запущена в московских школах.
Что такое система "ПОТОК"?
Стратегия развития образования до 2025 года – не дань моде, а необходимый переход к новой системе обучения, которая будет основана на узкой специализации каждого ученика, в соответствии с его способностями и интересами. Суть внедрения новой системы обучения – реорганизация классического образования, где каждому участнику учебного процесса предстоит перестроиться, чтобы успешно продвигаться дальше.
Система "ПОТОК" - аббревиатура, обозначающая «Персонализированную Образовательную Траекторию в Открытых Коллективах». Что это значит? Система предполагает выбор учащимися как учебных предметов, так и форм, места их изучения, не только в своем классе, но и в других учебных коллективах или аудиториях, где можно получить знания по одному из выбранных направлений. Индивидуальное обучение и организация специальных, профильных аудиторий, оборудование их необходимыми средствами – единственная возможность повысить эффективность обучения и помочь детям освоить необходимый объем знаний в соответствии с их выбором, объективными возможностями.
Как и кто должен определить уровень творческих способностей ученика? Это – следующий вопрос.
Роль учителя в новой системе
Классическая школьная программа, безотказно отработавшая весь двадцатый век, требует нового похода и серьезных изменений, чтобы идти в ногу со временем. Сегодня школьный учитель – не основной источник знаний, потому что дети могут найти эти знания самостоятельно в интернете. Но роль учителя в образовательном процессе, по-прежнему, остается очень значимой.
Ведь, зачастую ребенок не может разобраться в потоке информации, хаотично разбросанной на просторах интернет-пространства. Кроме того, найденная информация должна быть соответственно обработана, выстроена системно и качественно усвоена. В этом вопросе роль учителя, как проводника в мире знаний трудно переоценить.
Ответственность за определение направления и выбора школьником естественного, гуманитарного или технического профиля тоже лежит на учителе, как на наставнике, старшем и опытном педагоге, способном объективно оценить индивидуальные способности каждого ученика. Основная роль учителя в образовательной системе также будет состоять в том, чтобы посоветовать ученику, изучению какого предмета стоит уделить больше внимания, рассказать, где находится лучший класс или кружок, или спортзал, в котором ребенок сможет развить свои способности.
Кардинальные перемены в системе образования имеют под собой и прочный фундамент. Это – повышение престижа профессии с соответствующим повышением оплаты труда учителя. Это и освобождение школьного учителя от рутинной работы, прохождения аттестаций, свидетельствующих о квалификации учителя иногда только на бумаге.
Учитель будущего – наставник, интегратор, помощник и навигатор. В этой связи ученикам предоставляется:
- право выбирать себе наставника и помощника,
- выбирать с помощью учителя то направление, в котором он хотел бы развиваться, и которое станет его профессией в будущем,
- выбирать класс и коллектив, вместе с которым ученик хотел бы учиться.
Роль и престиж учителя в свете внедрения новой образовательной системы существенно возрастает, но остаются вопросы. Например, как учитель будет оценивать знания и творческий потенциал ученика, если ученик находится не в его классе, а занимается изучением отдельного предмета в соседней школе? На этот вопрос отвечает разработка следующей системы – "РОСТ".
Перспективы внедрения системы "ПОТОК"
Все достижения каждого отдельного ученика будут суммироваться, и фиксироваться в итоговом портфолио каждого выпускника школы. В итоговом портфолио будет отражено участие в олимпиадах и соревнованиях – каждое достижение, полученное в учебном классе или технопарке, будет "положено в копилку", свидетельствующую о профессиональной подготовке.
«РОСТ» - следующая ступень, после «ПОТОКа» - Распределенное Оценивание в Системе Талантов. Эта система должна помочь не ошибиться в оценивании всех талантов ребенка.
Настало время, когда обучение должно меняться так, чтобы успевать за развитием технологий. Если перемен неизбежны, то к ним нужно подготовиться, и принять их должным образом.