Ваш город:

Инклюзивное образование: обратная сторона медали

11 июн. 2018 г.
17
5823

Отношение к инклюзии у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.

Инклюзивное образование: обратная сторона медали

Слово "инклюзия" используется в России для того, чтобы охарактеризовать особенность процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В переводе с французского inclusif означает "включающий в себя". То есть, инклюзивное образование предполагает включение детей с ОВЗ в единое образовательное пространство наравне с обычными детьми.

Отношение к этому у всех разное, в том числе и у родителей, чьи дети находятся весь день рядом с людьми с ограниченными возможностями. Учит ли это толерантности, умению находить общий язык с теми, кто отличается от тебя? Как показывает практика – не очень. И ярким доказательством тому служит недовольство большинства родителей, о котором мы сегодня и поговорим.

Основные принципы инклюзивного образования

Основные принципы инклюзивного образования заключены в довольно интересных фразах, над которыми можно долго думать и спорить. Например:

Ценность человека зависит не от достижений и способностей.

А от чего тогда? Просто от того, что он появился на свет?

Способность думать и чувствовать есть у каждого.

В некотором роде достаточно сомнительное утверждение, поскольку иногда кажется, что некоторые люди не умеют думать в принципе.

Люди имеют право на общение, и каждый должен быть услышан.

Хорошее утверждение, но довольно утопическое. Услышать каждого практически нереально, особенно сейчас, когда каждый погружен сам в себя.

Образование осуществляется только при реальных взаимоотношениях.

Сегодня прекрасное образование можно получить и дистанционным путем. Было бы желание.

Человек нуждается в дружбе с ровесниками.

Странный принцип, ведь находясь рядом вовсе не обязательно при этом дружить. Дети тоже могут ненавидеть друг друга, если вынуждены находиться с теми, кто им неприятен.

Подчеркнем, мы не пытаемся никого убедить, что принципы инклюзии не соответствуют действительности. Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в российские школы не вызывает сомнения. Просто сами принципы инклюзивного образования звучат несколько категорично, вызывая желание подискутировать и поспорить.

Кроме того, мы пытаемся донести мысль, что:

  • во-первых, нельзя внедрять инклюзию насильно – необходимо рассказывать обществу о ней и пытаться побороть естественные опасения и предубеждения;
  • во-вторых, инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.

К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока еще негативно относится к появлению детей с ОВЗ в классах, где учатся их дети. И это существенная недоработка со стороны государства, которая может надолго "застопорить" полноценное внедрение инклюзии в российские образовательные организации.

На сегодняшний день родители обычных детей на различных интернет-площадках все чаще высказывают свое неудовольствие и возмущение от внедрения инклюзии в неподготовленные классы, к неподготовленным детям и учителям. Что же волнует родителей обычных детей, и чего они опасаются?

Почему общество настороженно относится к внедрению инклюзивного образования?

Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.

У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.

Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.

Ярые противники инклюзивного образования уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.

Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.

Было время, когда почти в каждой школе были классы коррекции. Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.

Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.

Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять. Ведь важно не столько место обучения ребенка с ОВЗ, сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
В. Фальков на встрече со студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков поговорил со студентами Московского техническог..
Глава Минобрнауки РФ рассказал о перспективах для будущих специалистов в науке и промышленности
11 окт. 2024 г.
0
1048
В. Фальков на заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии
В рамках прошедшего накануне третьего заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотруд..
Определены приоритетные направления для расширения сотрудничества с Малайзией в сфере образования
10 окт. 2024 г.
1
1568
Образовательный центр "Сириус"
В государственной Думе РФ предложили создать аналоги образовательного центра поддержки талантливых детей «Сириус» во всех федеральных округах России. ..
Аналоги центра «Сириус» предложили создать во всех федеральных округах РФ
9 окт. 2024 г.
1
2069
Комментарии
Франгиз Абдуллаева
Гость
12 июн. 2018 г., 15:54

Никогда не было такого до ввода ОГЭ и ЭГЭ, чтобы дети кончали жизнь самоубийством или умирали из-за экзамена ! Сколько нужно еще смертей чиновникам от образования, которые ратуют за такую форму сдачи выпускных экзаменов? Отмываем деньги на жизнях детей! Почему нельзя предложить выпускникам на выбор в какой форме сдавать? Ведь ни ОГЭ,ни ЕГЭ не является панацеей для определения уровня знаний. Почему бы не прислушаться к голосу работающих учителей, а не принимать директивы от людей далеких от образования?

Ирина
Гость
12 июн. 2018 г., 18:48

Если ребенок имеет ограничения физических возможностей (ДЦП, отсутствие конечности и т.п., но интеллектуально сохранен, тогда пребывание его в классе со здоровыми детьми пойдет всем только на пользу. Если же он аутист или умственно отсталый, тогда, наверно, лучше выбрать специальное учебное заведение, где им будут заниматься специально обученные люди.

Ковтун Сергей
Гость
14 июн. 2018 г., 7:47

То же мне, открыли Америку... а почему ни кто не думает о чувствах детей инвалидов? Может, по началу, им и будет весело в кругу сверстников, но уже скоро и потом всегда они обречены на ощущение своей ущербности. Очень здорово смотреть на здоровых, и понимать что ты инвалид. Очень, блин, гуманно и полезно.

Ирина Наливайко
Гость
14 июн. 2018 г., 7:47

ну это вы уж загнули. Давайте инвалидов изолируем, чтоб они на здоровых не смотрели, а то будут ощущать ущербность. и на площадки не водить, в кино, театры, кафе. Еще и три человека вас лайкнули. Чем люди думают, ума не приложу.

Ирина Наливайко
Гость
14 июн. 2018 г., 7:47

такое ощущение, что говорить научились, а думать- нет.

Людмила Губанова
Гость
14 июн. 2018 г., 7:53

Логично,доступно и корректно изложено,спасибо.Дефектолог с опытом работы с детьми с ОВЗ более 40 лет.

Светлана
Гость
14 июн. 2018 г., 7:53

Бред и безобразие.да в любой цивилизованной стране мира автора статьи засудили за подобные высказывания.а то,что «некомфортно» и «они не хотят быть погруженными в чужую беду»-вообще за гранью добра и зла.
А уж высказывания про интернаты и закрытые школы-вообще обыкновенный фашизм.это уже было в истории,к сожалению.наша страна хочет повторить?
Шок

Евгения Сукманская
Гость
14 июн. 2018 г., 7:53

Я дефектолог, педагог- психолог и мать ребенка- инвалида. Многие годы я работаю, как с детьми с ОВЗ, так и взаимодействую с родителями таких же тяжёлых инвалидов, как и мой сын. И тем не менее, вынуждена согласиться со многими аспектами статьи. Не в части, где здорового ребёнка спешат оградить от страданий, связанных с созерцанием больного ребёнка рядом, эти попытки запихнуть подрастающее общество в кокон комфорта и продлить детство до пенсии уже даже слушать смешно... Но факты суровы-наши школы, наши педагоги и в целом система образования к инклюзии не готова, и это сложно отрицать. Страдает учебный процесс, как для здоровых,так и для особенных детей. Инклюзия идёт за счёт того, что здоровые не дополучают, а особенным деткам не додают... И при этом мы упорно рушим коррекционный блок в дошкольном и школьном образовании, сваливаем все в одну кучу, создаём невозможные условия для работы специалистов. ЦПМПК снизила планку нормы на столько, что уже о своевременной коррекции речи нет - на помощь государства могут рассчитывать только тяжёлые дети. А раз " нет" детей, то увольняют педагогов....а нет, простите, оптимизируют процесс обучения. Часто в инклюзию попадают тяжелейшие дети, которым такая форма обучения противопоказана...А классы в школах и группы в ДОУ и так переполнены " здоровыми" детьми, которым раньше помогал бы целый штат специалистов. Теперь это все свалили на учителя и воспитателя, а поскольку мы должны идти в ногу со временем, то вот тебе ещё, дорогой педагог, до кучи, не инклюзируемая инклюзия...
Мой сын инвалид. Я работаю с инвалидами и искренне люблю своих детей. И по этому могу сказать, что так относиться к нашим детям с ОВЗ - свинство. Они заслуживают большего, чем быть обузой в классе, где им не могут оказать нужной помощи и рассматривают, как гирю...
Родители, отдавая детей в классы с инклюзивным обучением, часто не понимают,на что обрекают ребёнка. Они ждут, что школа или детский сад выполнят все те радужные обещания, что льются на нас из СМИ. А мы не можем... Просто не можем. Дай Бог, что бы когда- нибудь,нам хватило на это сил и навыков, но пока наше инклюзивное образование, это тришкин кафтан. Сейчас инклюзия рассматривается, не как альтернатива помощь нуждающимся в этом детям, а как способ урезать расходы на образование....
Понимаю, что задела чувства многих, мне жаль и я прошу прощения, но надеюсь меня оправдывает то,что это и моя боль. Боль как матери и боль, как педагога. Очень надеюсь, что меня поймут и услышат....

Алла
Гость
15 июн. 2018 г., 5:47

Добрый день всем! Занимаясь исследовательской работай в школе где есть разные ребята по уровню интеллекта, по уровню воспитания, по уровню состояния здоровья , вот что увидела.Конечно объединять всех вместе бессмысленно если не сказать , что вредно .
Дело в том что у каждого ребенка своя скорость работы нервной системы, свои психофизиологические особенности простых и сложных психофизических функций. И фактически то что не диагностируется врачами , не входит в поле их внимания и исследования легко может быть определено психологами, если они не поленятся.Скорость реакции психомоторных функций особенно различаются по сложным реакциям. И если они замедленны, то ребенок не способен высиживать урок, он не способен воспринимать информацию даже в том объеме который считается нормальным для школьника 10-20 мин. Такой ребенок воспринимает информацию только первые 5 минут, дальше его нервная система не успевает обрабатывать накладывающуюся информацию. И что он делает??? Может начать танцевать чечетку на уроке. Есть вторая категория детей, скорость работы нервной системы до двух раз выше скорости среднестатистического ребенка, Но скорость нервных реакций это не всегда скорость обработки информации, такие дети не всегда успевают фиксировать необходимую информацию , в результате и тем и другим необходим многократный повтор информации , для того что бы успеть ее обработать. Информация ля таких детей должна подаваться в разных видах :через повтор самими детьми, через аудиканал, через видиоканал , и не один раз. Что в это время делать ребенку , который нормально воспринимает и скорость его психомоторной реакции необходим и достаточен для информационной обработки материала за один раз.Естественно такой ребенок будет отставать в развитии за счет потери необходимо информации. Если скорость информации подана преподавателем для одноразового усвоения материала, то страдает тот у кого завышенная или заниженная скорость обработки информации и они начнут "творить чудеса " на уроках. В этом случае страдают все.потому, что те кто начнут "творить чудеса " оттягивают время ,внимание на себя и мешают остальным. В этом случае стрдает в целом образование всей страны.

George Yurishan
Гость
15 июн. 2018 г., 9:43

Большинство учителей - не всегда могут быть адекватными с обычными детьми, куда им до инвалидов. Тут не просто толерантным надо быть, надо их не бояться как минимум.

Алла Воронова
Гость
15 июн. 2018 г., 9:43

Учащиеся категории ОВЗ, как правило имеют заниженные показатели скорости и простых и сложных психофизиологических реакций. Это не ЗПР, не надо путать задержка писхического развития и задержка психических реакций. Часто те , у кого замедленные психические реакции может лучше запоминать, глубже мыслить и понимать, но ему для этого нужно больше времени.

Ann Nazaretyan
Гость
21 июн. 2018 г., 10:36

Господа, мы постоянно воюем друг с другом. В нашей сущности заложен поиск врага. Наши правители манипулируют нами за счет этого свойства малоразвитых личностей. Пока общество в целом не начнет двигаться в направлении добропорядочного отношения друг к другу, по-хорошему нельзя огульно отправлять особенных детей в обычные школы. Скажем, деток-колясочников без проблем в развитии можно, а остальных только с учетом подготовки школы, класса, учителей в ней преподающих, и не с формальным учетом, а пристальным наблюдением психологов, с полномочиями сразу же прекратить эксперемент. Скажем так, ко мне, например, в класс в принципе нельзя, хотя я и работала с инвалидами и некоторые из них прямо-таки прилипают намертво, но не в общем классе и, все же, это очень тонкая материя и просто так нельзя... Есть люди с внутренней выдержкой и излучающие спокойствие сами по себе, к таким можно. Вот матушка моя из таких. А мне не досталось (((

Ann Nazaretyan
Гость
21 июн. 2018 г., 10:37

хе-хе, а воевать видимо придется:
Опять отстала от жизни. У меня такое впечатление, что из нас всех, из учителей, математиков, врачей, грузчиков, дворников наше правительство задалось целью сделать юристов.
Короче история. Лет 5 не интересовалась аттестационными оценками и тут вдруг, чуть не в слезах пишет в WhatApp соседка, ребенок-инвалид, не дурак, но есть проблемы с восприятием и перевариванием информации. Конечно звезд с неба не хватает, но мама положила душу и средства на то, чтобы ребенок закончил школу без справки ни от психиатра, ни от школы. Ребенок действительно научен, маме однозначно можно ставить памятник. Проблема в том, что в общем классе он не может усваивать информацию наравне со всеми, не стабилен в оценках при неожиданных заданиях. И не потому что не знает, а потому что ему нужно иногда целый урок на обдумывание. Но с ребенком занимались и ребенок сдал на 17 баллов ОГЭ по математике без увеличения времени, т. е на 4. Причем ребенок действительно вполне прилично знает для базового уровня, а на большее они и не претендовали.
Мама пошла подписывать ведомость аттестационных оценок и тут обнаружилось, что его экзаменационная честно заработанная четверка никак не может улучшить его результат в аттестате, а родители очень надеялись на это для поступления в приличный колледж. Удивляюсь, спрашиваю почему, ведь есть приказ 115, что берется средняя между годовой и экзаменационной по правилам математического округления. Т. е. ему должны были выставить 4-ки. И тут о-па! Внимание публике! Экзамен проводится по предмету "математика", а изучали дети предметы "алгебра" и "геометрия" по учебному плану. А если дети изучали предметы, по которым не проводится экзамен, то выставляются по тому же приказу в аттестаты оценки годовые. Мамочка в шоке , ей и в голову не могло прийти, что алгебра и геометрия - это не математика.
Лезу в документы. В прошлом году на фипи была опубликована таблица, в которой были прописаны все блоки экзамена, и алгебра, и геометрия. и реальная математика и была разблюдовка в рекомендации как экзаменационную математику проставлять по баллам и разделам по предметам. В этом году такой проект был, и там было все тоже самое, за исключением реальной математики, которой в экзамене в этом году не было. Но разрывая закопанный в недрах архивов фипи документ, нахожу совсем другой документ. Этот уже не проект. Все чин-чином, пронумерован, датирован, подписан. Только о алгебре и геометрии отдельно там ни слова. И что теперь. Я понимаю, почему бюрократы делают общую оценку на два предмета, иначе бы они погрязли в двойках. Но вот так не дать возможность детям с особенностями подняться? Слов нет...
Родители, почему вы терпите. Подайте в суд. Если дети не изучали предмет "математика", то как по нему проводится экзамен. Если же составители ссылаются на то, что в экзамене есть разделы "алгебра" и "геометрия", то почему они не дают указаний учитывать экзаменационные оценки в аттестатах?

Гость
Гость
8 июл. 2018 г., 1:28

У моей коллеги был в классе инклюзивный ребенок - мальчик с психическим отклонением, агрессивный. Родители отказывались забрать, мальчик затравил весь класс. Убрали его только когда порезал ножом ребенка и учительнице нанес 5 ножевых. Неприятно, что теперь только дети-инвалиды считаются детьми, а остальные уже не дети, а «среда» для инвалидов, в том числе психов.

Рита
Гость
9 июл. 2018 г., 15:57

Меня всегда удивляют заявления о "естественном чувстве брезгливости". Во мне, например, вызывают чувство брезгливости расплывшиеся тушки, при чем, не только взрослых, но и детей, коих сейчас в размере XXX c гаком предостаточно. Давайте их тоже куда-нибудь сдадим, чтобы не портили "нормальным" людям их идеальную картину мира. Или люди с кривыми зубами, тоже ведь могут кому-то аппетит подпортить в школьной столовой. И они пусть дома сидят, пока свой прикус не исправят. Но скажи я такое в обществе мамаш откормленных отпрыском, начнется вой и паника - все мы разные, у него болезнь, гормоны, он ничем не хуже...

Но и эти дети ничем не хуже! И у них действительно болезнь, а не банальный пережор! И они тоже имеют право ходить в обычную школу! На счет того, что "будут сидеть дома" - не факт! Немало учебных заведений, в которые идут эти дети, получают профессию, а потом, о ужас, как противно - работают!

И почему, собственно, некое сообщество оголтелых мамаш должно решать какому ребенку учиться в школе, а какому нет? Ах, чадо очень брезгливое! Так может ему на домашнем обучении лучше будет?

Ксения
Гость
9 июл. 2018 г., 23:18

Живу в городе, где нет ни одной школы, где мог бы обучаться сын, будущий первоклассник. Синдром Аспергера, это расстройство артистического спектра. На ПМПК все красиво расписали, программа, ассистент, тьютор. Но ничего этого не будет. В школе есть только туалет на первом этаже для детей с ОВЗ. И класс будет переполнен, более 30 чел, хотя по закону положено, не боле 20, если один ребёнок с ОВЗ в классе. Раньше, хотя бы классы коррекции были малочисленные. Сейчас и это убрали.

Анна
Гость
27 янв. 2019 г., 14:18

Почитала... честно говоря я в ужасе от негатива и нежелания людей помогать в развитии программы. Сама работаю ассистентом для "особых" детей при школах в Европе. Из опыта скажу что 90 % обучаемости ребенка зависит от внутренней системы инклюзива, построенной в конкретной школе. Для КАЖДОГО из детей организованы асисстенты и дополнительные учителя, специализирующиеся на коррекции деффектов в каждом отдельном случае. Так же организованы дополнительные помещения, где ребенок может сконцентрироваться или выпустить пар. При наличии толкового ассистента и учителя, дети поддающиеся обучению получают как начальное так и среднее образование. Плюс играет огромную роль заинтересованность родителей. Дополнительные курсы и терапии. Это огромная борьба, это действительно очень тяжело, и зачастую вот такие " скептики" ставят палки в колеса. Просто из чувства презрение к невинному ребенку. Касательно детей в классах. Да, в основном на первых порах присутствует агрессия. Но агрессия эта вытекает из недостатка воспитания здоровых детей. Вы же сами запрещаете своим детям обижать животных или тех, кто слабее??? Почему невинный ребенок должен получать другое отношение? По поводу родителей.... господа, из опыта скажу что негативно настроены не дети, а взрослые. При толковой системе, точки соприкосновения вашего ребенка и особого не выходят за рамки совместных перемен и мероприятий. И да....ваш не заболеет аутизмом от соседа....Да и оценки его могут упасть исключительно из-за отсутствия контроля со стороны родителей.
Касаемо социализации ребенка. Дети получившиеся более 3х лет вместе с особым, более ответственны, более терпеливы и открыты. Они в своем возрасте более взрослые и понимающие чём их ровесники. Да, это огромный труд. Труд учителей и деффектологов. Труд ассистентов и родителей, но никак не простых обывателей. Не нравится инклюзив? Проходите мимо, желательно без комментариев и собственных наставлений. Пусть этим занимаются те, кому действительно это дано.

Оставить свой комментарий

Ваш город: