Ваш город:

Новый министр просвещения: кто он и чего от него ждут

15 февр. 2020 г.
0
6088

Амбициозные цели, включенные в национальную стратегию развития страны, требуют разработки принципиально новых подходов, которые станут основой реализации ранее задуманного. В этом ключе последние несколько лет работали многие министерства, в том числе Министерство образования, которое не так давно разделили на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.

Новый министр просвещения: кто он и чего от него ждут

Значимый вклад в совершенствование российской образовательной системы внесла министр Ольга Васильева, которая возглавляла соответствующее ведомство на протяжении четырех лет (с 2016 по 2018 год Министерство образования, с 2018 по 2020 Министерство просвещения). Однако после достижения определенных результатов стало очевидно, что дальнейшее развитие сферы образования потребует свежих идей и иного видения, а значит и нового руководителя. Поэтому, для продвижения образовательных реформ и начала следующего этапа повышения качества обучения в школе, в конце января 2020 года Россия получила нового министра просвещения, которым стал Сергей Кравцов.

Что известно о новом министре просвещения: знания, опыт, методы

Новый глава Министерства просвещения, Сергей Кравцов, пришел на этот пост с должности главы Рособрнадзора, которую он занимал с 2013 года. Однако свой карьерный путь в сфере образования господин Кравцов начал задолго до этого.

У нового министра два высших образования. Сразу после получения первого диплома по специальности «Учитель математики и информатики» он работал в РАО, где защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа».

Вторым этапом его карьерного роста стало окончание в 2000 году МГИМО по специальности «Государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка» и переход на работу в Министерство образования в 2002 году. Вскоре после этого он занял должность помощника руководителя Рособрнадзора. В этот же период Сергей Кравцов защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и практика организации профильного обучения в школах РФ».

Немалый вклад новый министр просвещения внес в разработку процедуры проведения ЕГЭ, занимая должность директора «Федерального центра тестирования». В период с 2009 по 2013 годы поочередно возглавлял РАО, Департамент регионального развития Минобрнауки, Департамент управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ, был ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

На посту главы Рособрнадзора и по совместительству заместителя министра образования Сергей Кравцов уделял особое внимание структуре ЕГЭ. До его назначения целесообразность экзамена вызывала много сомнений, что было обусловлено высоким уровнем коррупции и огромным количеством различных махинаций. За два года работы он усилил систему безопасности, внедрив технологические решения (установка камер видеонаблюдения, металлоискателей), и восстановил жесткий контроль за исполнением федеральных норм в регионах. Таким образом, благодаря в том числе и его усилиям удалось добиться прозрачности проведения ЕГЭ и вернуть доверие общества к процедуре оценки знаний школьников.

В разные периоды своей деятельности главой Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов предпринимал меры и предлагал идеи, направленные на совершенствование качества образования. Например:

  • отказ от составления рейтингов, в основе которых лежали результаты ЕГЭ – по мнению Кравцова, анализировать результаты ЕГЭ необходимо только лишь для того, чтобы обозначить цель для отстающих школ и дать пищу для размышления специалистам по разработке методических рекомендаций;
  • внесение изменений в систему оценки высших учебных заведений – Сергей Сергеевич стремился добиться, чтобы в ВУЗах страны объективно оценивали как результаты работы студентов, так и деятельность преподавателей, и программы подготовки высших учебных заведений;
  • введение обязательной и публичной защиты для директоров школ, направленной на выявление соответствия занимаемой должности – при чем, по мнению Кравцова, защищать должность должны как уже действующие директора, так и претенденты на этот пост, как в школах крупных городов, так и в образовательных организациях на периферии;
  • отказ от процедуры аккредитации ВУЗов и введение более эффективной системы – другими словами новоназначенный глава Минпросвета предлагал отказаться от документальной проверки качества образования (а именно, проверки программ подготовки ВУЗов на соответствие стандартам) в пользу оценки качества подготовки обучающихся;
  • проведение оценки soft skills в российских школах для дальнейшего развития национальных экзаменов и процедур оценивания качества образования – уже в этом году Рособрнадзор вплотную займется исследованием гибких компетенций российских школьников.

Новый министр: будут ли перемены к лучшему?

С приходом нового министра просвещения мнение общественности относительно его компетенций и способности решить существующие острые вопросы в системе среднего образования разошлось. Как глава Рособрнадзора, Кравцов смог внести ряд положительных изменений в образовательной сфере, но сможет ли он динамично развивать ее, как министр?

Богатый опыт работы в Рособрнадзоре и знание системы изнутри, а также информированность о результатах образовательных срезов и хорошие навыки управленца, скорее всего, помогут господину Кравцову выявить наиболее острые углы и сформировать стратегию достижения национальных целей. При этом нельзя забывать, что перед ним сейчас стоит вопрос выполнения двух приоритетных задач – реализация нацпроекта «Образование» и поднятие рейтинга российской образовательной системы: до 2024 года отечественная система образования должна войти в ТОП-10 лучших систем в мире. Таким образом, у министра не так уж и много времени на то, чтобы «освоиться» на новой должности, если он не хочет потерять доверия общества и государства.

С другой стороны, несмотря на то, что Кравцов – учитель по образованию, он никогда не работал в школе и вряд ли знаком со всеми тонкостями и сложностями школьной жизни. Поэтому, чтобы курс на достижение поставленных задач был выбран правильно, ему стоит внимательнее прислушаться к опытным людям, хотя, чего уж тут скрывать, такие редко встречаются среди наших чиновников.

По мнению председателя Общества по защите прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, особых перемен в образовательной политике ожидать не стоит. Он считает, что в этом направлении большое влияние оказывает команда Фурсенко, поэтому новый министр не будет продвигать своих идей, а поддержит реформы, которые формировались при экс-министре Васильевой.

Вероятнее всего, Кравцов перенесет в министерство систему национального исследования качества образования и так называемую «PISA для школ», а также будет стимулировать повышение квалификации учителей. Также эксперты предполагают, что продвижение столь близкой для Васильевой тематики религии и патриотизма закончится. Хотя новый министр не станет менять ничего в этом направлении, дальнейшего развития эта тема не получит.

Одной из актуальных проблем в системе образования сейчас является разрозненность между Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования. По мнению специалистов, налаживание эффективного взаимодействия этих структур станет большим продвижением в развитии всей образовательной системы России. Ожидается, что сложностей в этом вопросе не возникнет, так как новым главой Министерства науки и высшего образования стал Валерий Фальков, с которым Кравцов хорошо знаком, а потому они без проблем смогут выстроить плодотворное сотрудничество.

На данном этапе невозможно точно предвидеть дальнейшее будущее Министерства просвещения и всей образовательной сферы в целом, но, как бы там ни было, задачи поставлены, а результаты не заставят себя долго ждать.

Планы на будущее

С момента назначения Сергея Кравцова главой Министерства просвещения не прошло еще и месяца, однако он уже успел обозначить свои планы на будущее. Итак, среди первоочередных задач новый министр в том числе выделил:

  • по распространению московского опыта предпрофессиональной подготовки в школах на все регионы России;
  • поддержку законопроекта о допуске учащихся старших курсов, по направлениям "образование и педагогика", к педагогической деятельности;
  • прямое вовлечение органов местного управления системой образования в реализацию нацпроекта и совместную работу с федеральным министерством на постоянной основе (при этом планируется, что работа будет проводиться непосредственно с каждой школой, независимо от месторасположения, района или муниципалитета).

Источники изображений: rossaprimavera.ru, srgazeta.ru, minobrkchr.ru, egov-buryatia.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Рособрнадзор огласил предварительные итоги ЕГЭ-2021
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил о предварительных итогах ЕГЭ по литературе, географии, химии и русскому языку. ..
Рособрнадзор огласил предварительные итоги ЕГЭ-2021
16 июн. 2021 г.
0
1609
Инвалиды смогут получать второе образование бесплатно
По информации, предоставленной газетой «Известия», законопроект, разрешающий инвалидам получать второе образование бесплатно, был одобрен правительств..
Инвалиды смогут получать второе образование бесплатно
15 июн. 2021 г.
0
189
В Госдуме РФ предлагают школам и вузам самостоятельно выбирать образовательную программу
Как сообщает «Парламентская газета», сегодня на пленарном заседании планируют рассмотреть во втором чтении законопроект, согласно которому школы и вуз..
В Госдуме РФ предлагают школам и вузам самостоятельно выбирать образовательную программу
15 июн. 2021 г.
1
392
Оставить свой комментарий

Ваш город: