Ваш город:

Новый министр просвещения: кто он и чего от него ждут

15 февр. 2020 г.
0
10755

Амбициозные цели, включенные в национальную стратегию развития страны, требуют разработки принципиально новых подходов, которые станут основой реализации ранее задуманного. В этом ключе последние несколько лет работали многие министерства, в том числе Министерство образования, которое не так давно разделили на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.

Новый министр просвещения: кто он и чего от него ждут

Значимый вклад в совершенствование российской образовательной системы внесла министр Ольга Васильева, которая возглавляла соответствующее ведомство на протяжении четырех лет (с 2016 по 2018 год Министерство образования, с 2018 по 2020 Министерство просвещения). Однако после достижения определенных результатов стало очевидно, что дальнейшее развитие сферы образования потребует свежих идей и иного видения, а значит и нового руководителя. Поэтому, для продвижения образовательных реформ и начала следующего этапа повышения качества обучения в школе, в конце января 2020 года Россия получила нового министра просвещения, которым стал Сергей Кравцов.

Что известно о новом министре просвещения: знания, опыт, методы

Новый глава Министерства просвещения, Сергей Кравцов, пришел на этот пост с должности главы Рособрнадзора, которую он занимал с 2013 года. Однако свой карьерный путь в сфере образования господин Кравцов начал задолго до этого.

У нового министра два высших образования. Сразу после получения первого диплома по специальности «Учитель математики и информатики» он работал в РАО, где защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа».

Вторым этапом его карьерного роста стало окончание в 2000 году МГИМО по специальности «Государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка» и переход на работу в Министерство образования в 2002 году. Вскоре после этого он занял должность помощника руководителя Рособрнадзора. В этот же период Сергей Кравцов защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и практика организации профильного обучения в школах РФ».

Немалый вклад новый министр просвещения внес в разработку процедуры проведения ЕГЭ, занимая должность директора «Федерального центра тестирования». В период с 2009 по 2013 годы поочередно возглавлял РАО, Департамент регионального развития Минобрнауки, Департамент управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ, был ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

На посту главы Рособрнадзора и по совместительству заместителя министра образования Сергей Кравцов уделял особое внимание структуре ЕГЭ. До его назначения целесообразность экзамена вызывала много сомнений, что было обусловлено высоким уровнем коррупции и огромным количеством различных махинаций. За два года работы он усилил систему безопасности, внедрив технологические решения (установка камер видеонаблюдения, металлоискателей), и восстановил жесткий контроль за исполнением федеральных норм в регионах. Таким образом, благодаря в том числе и его усилиям удалось добиться прозрачности проведения ЕГЭ и вернуть доверие общества к процедуре оценки знаний школьников.

В разные периоды своей деятельности главой Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов предпринимал меры и предлагал идеи, направленные на совершенствование качества образования. Например:

  • отказ от составления рейтингов, в основе которых лежали результаты ЕГЭ – по мнению Кравцова, анализировать результаты ЕГЭ необходимо только лишь для того, чтобы обозначить цель для отстающих школ и дать пищу для размышления специалистам по разработке методических рекомендаций;
  • внесение изменений в систему оценки высших учебных заведений – Сергей Сергеевич стремился добиться, чтобы в ВУЗах страны объективно оценивали как результаты работы студентов, так и деятельность преподавателей, и программы подготовки высших учебных заведений;
  • введение обязательной и публичной защиты для директоров школ, направленной на выявление соответствия занимаемой должности – при чем, по мнению Кравцова, защищать должность должны как уже действующие директора, так и претенденты на этот пост, как в школах крупных городов, так и в образовательных организациях на периферии;
  • отказ от процедуры аккредитации ВУЗов и введение более эффективной системы – другими словами новоназначенный глава Минпросвета предлагал отказаться от документальной проверки качества образования (а именно, проверки программ подготовки ВУЗов на соответствие стандартам) в пользу оценки качества подготовки обучающихся;
  • проведение оценки soft skills в российских школах для дальнейшего развития национальных экзаменов и процедур оценивания качества образования – уже в этом году Рособрнадзор вплотную займется исследованием гибких компетенций российских школьников.

Новый министр: будут ли перемены к лучшему?

С приходом нового министра просвещения мнение общественности относительно его компетенций и способности решить существующие острые вопросы в системе среднего образования разошлось. Как глава Рособрнадзора, Кравцов смог внести ряд положительных изменений в образовательной сфере, но сможет ли он динамично развивать ее, как министр?

Богатый опыт работы в Рособрнадзоре и знание системы изнутри, а также информированность о результатах образовательных срезов и хорошие навыки управленца, скорее всего, помогут господину Кравцову выявить наиболее острые углы и сформировать стратегию достижения национальных целей. При этом нельзя забывать, что перед ним сейчас стоит вопрос выполнения двух приоритетных задач – реализация нацпроекта «Образование» и поднятие рейтинга российской образовательной системы: до 2024 года отечественная система образования должна войти в ТОП-10 лучших систем в мире. Таким образом, у министра не так уж и много времени на то, чтобы «освоиться» на новой должности, если он не хочет потерять доверия общества и государства.

С другой стороны, несмотря на то, что Кравцов – учитель по образованию, он никогда не работал в школе и вряд ли знаком со всеми тонкостями и сложностями школьной жизни. Поэтому, чтобы курс на достижение поставленных задач был выбран правильно, ему стоит внимательнее прислушаться к опытным людям, хотя, чего уж тут скрывать, такие редко встречаются среди наших чиновников.

По мнению председателя Общества по защите прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, особых перемен в образовательной политике ожидать не стоит. Он считает, что в этом направлении большое влияние оказывает команда Фурсенко, поэтому новый министр не будет продвигать своих идей, а поддержит реформы, которые формировались при экс-министре Васильевой.

Вероятнее всего, Кравцов перенесет в министерство систему национального исследования качества образования и так называемую «PISA для школ», а также будет стимулировать повышение квалификации учителей. Также эксперты предполагают, что продвижение столь близкой для Васильевой тематики религии и патриотизма закончится. Хотя новый министр не станет менять ничего в этом направлении, дальнейшего развития эта тема не получит.

Одной из актуальных проблем в системе образования сейчас является разрозненность между Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования. По мнению специалистов, налаживание эффективного взаимодействия этих структур станет большим продвижением в развитии всей образовательной системы России. Ожидается, что сложностей в этом вопросе не возникнет, так как новым главой Министерства науки и высшего образования стал Валерий Фальков, с которым Кравцов хорошо знаком, а потому они без проблем смогут выстроить плодотворное сотрудничество.

На данном этапе невозможно точно предвидеть дальнейшее будущее Министерства просвещения и всей образовательной сферы в целом, но, как бы там ни было, задачи поставлены, а результаты не заставят себя долго ждать.

Планы на будущее

С момента назначения Сергея Кравцова главой Министерства просвещения не прошло еще и месяца, однако он уже успел обозначить свои планы на будущее. Итак, среди первоочередных задач новый министр в том числе выделил:

  • по распространению московского опыта предпрофессиональной подготовки в школах на все регионы России;
  • поддержку законопроекта о допуске учащихся старших курсов, по направлениям "образование и педагогика", к педагогической деятельности;
  • прямое вовлечение органов местного управления системой образования в реализацию нацпроекта и совместную работу с федеральным министерством на постоянной основе (при этом планируется, что работа будет проводиться непосредственно с каждой школой, независимо от месторасположения, района или муниципалитета).

Источники изображений: rossaprimavera.ru, srgazeta.ru, minobrkchr.ru, egov-buryatia.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Студенты педагогического колледжа
Как сообщает РИА Новости, на прошедшей в минувший четверг пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» представители сферы образования обсудили результаты..
В колледжах РФ отмечено рекордное число абитуриентов
17 сент. 2021 г.
0
362
2023 год предложили провозгласить Годом русского языка в СНГ
Как сообщает газета «Вечерний Бишкек», 2023 год предложили сделать Годом русского языка как языка международного общения в СНГ. Данная инициатива проз..
2023 год предложили провозгласить Годом русского языка в СНГ
16 сент. 2021 г.
1
379
Открыта горячая линия по вопросам снижения нагрузки на учителей
Как сообщает пресс-служба Министерства просвещения РФ, ведомство запускает двухнедельный сбор обращений, предложений и вопросов по снижению бюрократич..
Открыта горячая линия по вопросам снижения нагрузки на учителей
16 сент. 2021 г.
1
1367
Оставить свой комментарий

Ваш город: