Ваш город:

Детству становится тесно: школа и детский сад в новостройке, «беби-бум» и статистика инерции

15 февр. 2021 г.
0
571

Мама троих детей рассказывает: в младшей группе детского сада, куда местный отдел образования определил ее сына, по списку – 90 детей. При этом в других детских садах свободных мест нет, и ей приходится возить малыша в противоположный конец города, от места постоянной регистрации и проживания, от школы, в которой учатся старшие дети, и где тоже есть переполненный детский сад. Женщина с нескрываемым удовольствием сообщает, что из-за пандемии группу посещает половина детей!..

Детству становится тесно: школа и детский сад в новостройке, «беби-бум» и статистика инерции

Странно слышать, что опасная инфекция может быть благом, но представить группу малышей в полном составе с одной воспитательницей и няней – куда более немыслимая картина. Почему в регионе, где 3-5 детей в семье – норма, да еще при существующей государственной поддержке рождаемости, все так не продумано и не подготовлено? Давайте попробуем разобраться.

«Кто так строит?..»

Помните сюжет из фильма-сказки «Чародеи», где командировочный, блуждая по коридорам НИИ в попытке найти выход, то и дело в отчаянии произносил фразу «Ну кто так строит?» Так вот, этот сюжет сегодня реально воплотился в современных новостройках. Правда, не с точки зрения архитектурных решений, а с точки зрения вдумчивого градостроительного планирования.

Кажется, что все хорошо: новый микрорайон в городе, новая школа с детским садом на 1000 мест – жить бы да радоваться. Но обещанное обучение в одну смену через год сменяется обучением в 2 смены, детский сад переполнен, а жилые дома вокруг продолжают расти, как грибы после дождя, увеличивая приток населения – молодых семей с детьми, которым, само собой, нужны места в школе и детском саду.

Не секрет, что каждая молодая семья мечтает о собственном жилье, и реализует свои мечты за счет ипотеки, в том числе – с привлечением материнского капитала. Это раньше квартиры молодым специалистам и многодетным семьям распределялись по принципу строгой учетности и отчетности. Поэтому каждая районная администрация могла быстро и легко сосчитать всех детей – по улицам и кварталам, определить, сколько нужно школ и детских садов. Капиталистический уклад «отпустил в свободное плавание» решение жилищных вопросов, жилищное строительство, а потому и узнать, сколько детей и какого возраста поселятся в конкретном микрорайоне, стало проблематично.

Застройщику, выигравшему тендер на возведение жилых корпусов, честно говоря, все равно, хватит ли мест в школах и детских садах. Конечно, у строительной компании есть обязательный минимум на создание социальной инфраструктуры. Но это только до сдачи объекта в эксплуатацию, а дальше – «хоть, трава не расти».

Да и нет у строительной компании полномочий для определения процентного состава новоселов – дошкольников, школьников и т.д. А общая статистика по демографической ситуации в отдельно взятом населенном пункте мало информативна для перспективного планирования и возведения таких нужных объектов, как школы, детские сады и прочие здания и площадки для развития подрастающего поколения.

Кто посчитает детей?

Совершенно очевидно, что Нацпроект «Демография» уже приносит положительные результаты в отдельных регионах (даже на фоне общего спада рождаемости, обусловленного кризисом 90-х годов). В рейтинге по естественному приросту лидируют:

  • Ингушетия – 5,5%;
  • Севастополь – 4,8%;
  • Ленинградская область – 4,7%;
  • Чеченская Республика – 4,5%;
  • Тюменская область – 4%;
  • Московская область – 3,6%.

Кроме этих регионов, прирост населения отмечается еще в 26 регионах. При чем не только за счет рождаемости, но и из-за миграции (а среди мигрантов – не только дети). Приток населения обусловлен также положительной динамикой экономического развития региона, национальными и конфессиональными факторами. Но количество будущих школьников по отдельным населенным пунктам, не уже говоря о микрорайонах, на основании этих данных рассчитать сложно.

Конечно же, у Росстата есть и более конкретные показатели. Например, согласно статистическим данным за последние 2 года:

  • В Москве родилось 41,6 тысяч маленьких москвичей, а переехали в столицу 257,3 тысячи мигрантов (в том числе, семьи с детьми);
  • В Санкт-Петербурге появилось на свет 10,1 тысячи россиян, приток мигрантов – 106,8 тысячи;
  • Тюменская область – 12,9 и 46,9 тысяч человек соответственно, и т. д.

То есть, цифры от которых можно оттолкнуться для расчета более точного количества детских мест существуют. И, при желании, местные муниципальные органы власти могут и обязаны вести учет детей, для которых необходимо создавать места в пределах конкретной территории, и даже планировать кадровые ресурсы педагогических работников в привязке к местности.

Только на деле выходит все не так, как хотелось бы, и сложности в определении ребенка в детский сад и школу возникают едва ли не с момента его рождения.

Причин несколько, и все они – объективные:

  • Ни отдел образования, ни местная администрация не могут повлиять на нормы проектирования детских дошкольных учреждений, разработанных еще в 1989 году, явно отстающих от требований времени и текущей демографической ситуации.

Для тех лет нормы СНиП были нормальными – 70 мест на 1000 человек населения в конкретном микрорайоне. Особо обращаем внимание, что это были обычные типовые проекты для жилых микрорайонов малой этажности, и в 90-х годах семьи с 2 детьми были редкостью, а с тремя и больше – огромной роскошью в условиях глобального кризиса, краха государства и целого ряда экономических проблем. Типичная семья в те годы – мама, папа, бабушка, дедушка и бездетные соседи на одного ребенка.

Прошло 30 лет, и сегодня мы живем в стране с капиталистической системой. А требования к сооружению социально значимых объектов остались прежними, и директор школы на 1000 мест по закону обязан разместить всех детей на закрепленной территории, когда уже 3-5 детей в семье – норма.

  • Можно было бы предъявить претензии к строительным компаниям, да только они мало что могут изменить: если школа не будет соответствовать СНиП 2.08.02-89, утвержденных Госстроем СССР, то не видать им акта госприемки и прибыли, как своих ушей. Главный интерес застройщика заключается в скорейшей сдаче объекта, с минимальными затратами на материалы. А сколько детей будет проживать в новом микрорайоне, его не интересует. Вот и строят школы и детские сады по нормам 1989 года в окружении современных жилых высоток. Среди высоток, где только в одном доме могут проживать более 500 семей с детьми, и в этом случае школа на 1000 мест нужна для каждых 2-3 домов, а не для 7-10 24-этажных корпусов.
  • Родители, согласно ст. 67, Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», имеют право выбирать не только место учебы ребенка, но и учителя. На деле же получается, что кто-то успел воспользоваться правом и выбрал школу и/или детский сад для своих детей, а семье, проживающей в шаговой доступности от детского учреждения в своем микрорайоне, приходится будить детей раньше на пару часов, чтобы в «час пик» успеть отвезти их в соседний район, и не всегда – по пути на работу.

Где-то на межведомственном уровне произошел сбой системы, из-за несогласованности. Да, нацпроект «Демография» оказался очень успешным и серьезно простимулировал рост рождаемости населения. Но разработчики этого проекта наверное забыли, что кроме появления новых граждан, благодаря предпринятым мерам дополнительной материальной поддержки, необходимо и обеспечение их достаточными условиями для обучения.

Вряд ли, ребенок, проснувшийся утром на час раньше и преодолевший с родителями утреннюю «зарядку в транспорте», будет внимателен и сосредоточен на уроках

Не менее важно, чтобы родители были уверены, что после рождения ребенка, можно будет без дополнительных квестов, определить его в детский сад и школу, чтобы спокойно отправиться на работу. Нужно, чтобы мама отправляла ребенка в группу, где по списку – не 90 человек, а не больше 20, как прописано в п. 1.9. СанПИН 2.4.3049-13, а также в ст.159 ТК РФ (о нормировании труда). Нужно, чтобы современные мамы дошкольников, перестали радоваться эпидемии, «благодаря» которой их детям в детском саду будет уделено должное внимание со стороны воспитателя.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Инвалиды смогут получать второе образование бесплатно
По информации, предоставленной газетой «Известия», законопроект, разрешающий инвалидам получать второе образование бесплатно, был одобрен правительств..
Инвалиды смогут получать второе образование бесплатно
15 июн. 2021 г.
0
86
В Госдуме РФ предлагают школам и вузам самостоятельно выбирать образовательную программу
Как сообщает «Парламентская газета», сегодня на пленарном заседании планируют рассмотреть во втором чтении законопроект, согласно которому школы и вуз..
В Госдуме РФ предлагают школам и вузам самостоятельно выбирать образовательную программу
15 июн. 2021 г.
1
212
В Тимирязевской академии будет работать Нобелевский лауреат
Как сообщает «Российская газета», к активному сотрудничеству с Российским государственным аграрным университетом – МСХА имени К. А. Тимирязева в рамка..
В Тимирязевской академии будет работать Нобелевский лауреат
11 июн. 2021 г.
0
337
Оставить свой комментарий

Ваш город: