Ваш город:

Талантливым везде у нас дорога, талантливым везде у нас почет…

8 окт. 2021 г.
0
301

Сегодня достаточно часто можно увидеть телепередачи с участием талантливых и даже гениальных детей, многие из которых – карапузы ясельного возраста. Поэтому невольно задаешься вопросом об их будущем.

Талантливым везде у нас дорога, талантливым везде у нас почет…

Где учатся потом маленькие «звездочки телеэкранов», обласканные вниманием общества и искупавшиеся «в лучах славы» в самом раннем возрасте? Как складывается их дальнейшая судьба, и насколько готова система отечественного образования к обучению одаренных детей? Может ли общество и государство способствовать продвижению открытых талантов, находить или создавать условия для практического применения способностей юных гениев?

Талантливый ребенок: все начинается с семьи

Нет ничего удивительного в том, что 21 век пестрит появлением юных дарований с нестандартным мышлением, которые наделены выразительными способностями к межличностному общению, разным направлениям искусства, физической силой и выносливостью, лингвистике, математике и т. д. Известная библейская притча подсказывает, что талант можно и нужно развивать. А развивается он при создании определенных условий, чему и способствует технический прогресс и бурное развитие коммуникаций. Другой вопрос, как используются появившиеся возможности в развитии и воспитании ребенка в семье. Ведь, важно начинать именно с рождения, когда детский сад и школа еще не имеют никакого отношения к малышу и его успехам.

Но вот что парадоксально… Когда всеобщая грамотность и наличие интернета уже воспринимается людьми как обыденность, родители стали меньше общаться с детьми, заниматься их ранним развитием и воспитанием. По данным социологического исследования РЭУ им. Г. В. Плеханова, почти половина россиян (41%) считают, что профессиональная занятость мешает проводить с детьми столько времени, сколько им хотелось бы. Заметим, что желание общаться с детьми и необходимый минимум системного воспитания и развития с раннего возраста до полного становления личности (а это может быть не только в совершеннолетие) – не одно и то же!

Четверть опрошенных респондентов (25%) считает свое желание вполне реализованным. Означает ли это, что дети в таких семьях получают достаточно внимания со стороны родителей? Конечно, нет! Кроме того, и это вполне естественно, отсутствие профессиональных знаний и опыта, которые дают педагогика и возрастная психология, мешают подавляющему большинству родителей объективно оценить свои педагогические устремления. Сюда же нужно прибавить последствия «лихих 90-х», когда рушились все сферы общественной жизни (кстати, культура и образование, как наиболее уязвимые, до сих пор находятся на начальном этапе восстановления). Три десятилетия «безвременья» в одночасье не заполнишь знаниями и осознанием того, что, как сказал вождь мирового пролетариата, «дети – наше будущее» и все силы нужно направлять на их развитие.

Из все выше сказанного вытекает вопрос: кто должен помогать родителям, особенно молодым, развивать детей с самого рождения, открывать в них таланты и создавать благодатную почву для дальнейшего их продвижения?

Просветительская работа в этом направлении для родителей начинается только тогда, когда малыш приходит в детский сад или школу, да и то – чаще всего формально. А ведь воспитание (да и развитие тоже!), как гласит народная мудрость, начинается, «когда дитя поперек лавки лежит». Возможно, ответ на этот вопрос, в форме открытия бесплатных консультационных центров для родителей при социальных службах, ускорит и увеличит рождение «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» для России, как мечтал великий русский гений М.В. Ломоносов.

Кто тормозит развитие одаренных детей?

Случается, что родители имеют специальное образование и прилагают все усилия и знания, оттачивая свое мастерство на собственных детях и используя личные педагогические методики.

Яркий пример – Алиса Теплякова, получившая аттестат в 8 лет и поступившая на факультет психологии в МГУ. Отец Алисы – психолог Евгений Тепляков, в раннем возрасте разглядел в дочери феноменальные способности к запоминанию и развил их с помощью собственной методики, основанной на чтении «с удовольствием».

Отдавая должное трудолюбию, терпению и любви к детям папы-психолога, а также его гениально простой методике, заметим, что абсолютно все дети с рождения настроены на узнавание всего нового, с помощью слухового и зрительного восприятия, позитивного (что очень важно!) настроя окружающих. И это – не открытие, а инструмент. Правда, одни малыши, в зависимости от темперамента, который тоже проявляется с первых дней жизни, способны фокусировать внимание на объекте довольно долго, а другие постоянно отвлекаются и нуждаются в дополнительной стимуляции и создании особых условий во время занятий. То, что дети с рождения и до 7 лет запоминают более половины информации, которую каждый человек усваивает в течение всей жизни – тоже факт уже общеизвестный.

Папа Алисы умело использовал все на практике. Смущает другое: папа – психолог, девятилетняя дочка – студентка факультета психологии – что это? Выбор без выбора, при полном отсутствии личного опыта или, все же, сыграла роль преемственность? Еще одна деталь: папа «терпеть не может Толстого», и поэтому дочка тоже его не читала, но поступила в МГУ – главный ВУЗ страны! А как же признание литературного наследия Толстого классикой мировой литературы? Величайший психологизм «Войны и мира» уже не интересует психологов? И, наконец, главный вопрос: почему же ребенку не была предоставлена возможность познакомиться с произведениями классика, которые, кстати, и в школьной программе до сих пор остаются обязательными? Ведь, знания и личные предпочтения – не одно и то же, и чтобы судить, нравится или не нравится, нужен личный опыт, а не навязанное мнение родителей.

Евгений Тепляков прав в одном: многие дети сейчас начинают читать, писать и считать в раннем возрасте, и даже усваивают азы информатики, разбирая родительские гаджеты. Но в первом классе, все равно, полгода учат азбуку и «учатся считать» до 100! Не смешно ли? Скорее грустно, что лучшее время для запоминания огромных объемов информации тратится так бездарно! За последние годы многое изменилось в школьных программах. Даже ЕГЭ сотни раз подвергалось сомнениям – быть или не быть. А учебную программу первого класса заморозили на десятилетия! И не нашлось до сих пор «наверху» никого, кто бы задумался над этим нонсенсом.

Перспективы для юных гениев, или начало взрослой жизни в детстве

Допустим, Алиса или любой другой ребенок получают диплом в 13 -14 лет. Что их ожидает дальше, во взрослой, трудовой жизни? Как эти дети смогут преодолеть психологические барьеры из-за отсутствия общения со сверстниками и необходимости находиться среди учеников или студентов, которые на 5 – 10 лет старше?

Папа Алисы считает, что образование и общение протекают отдельно, вне зависимости друг от друга. В теории – да, можно с этим согласиться. А на практике лекции и семинары, практические занятия в университете – 6-8 часов и более, каждый день. Свободного времени у студента остается совсем мало, и, следовательно, ближайшие 6 лет малолетнему студенту практически круглосуточно придется находиться в окружении исключительно взрослых людей.

Еще один пример для убедительности: девочка Вероника после двухлетних занятий с профессиональным педагогом, в 5 лет пошла в первый класс общеобразовательной школы. С семилетними одноклассниками отношения не сложились. Разница в возрасте – всего 2 года, но в этот период жизни она очень ощутима – и физиологически, и по уровню интеллекта девочка «не вписывалась в коллектив». Ее перевели в 5 класс, проверив уровень знаний по предметам. Ребенок окончательно замкнулся в себе, потому что для пятиклассников она тоже была «чужой», «малявкой». Нормально девочка чувствовала себя только дома, в кругу семьи.

Образование – не только самосовершенствование личности. Его получают, в первую очередь, ради профессиональной карьеры. Четырнадцатилетний ребенок может стать профессионалом, но только в теории. Ему никто не доверит штурвал самолета, скальпель хирурга и т. д., не говоря об азах трудового законодательства, которое ограничивает работодателя в использовании труда несовершеннолетних. Хотя, блистательная карьера ожидает юных певцов, музыкантов, художников или гимнастов. Одаренные дети могут осваивать фундаментальную науку, как вклад в собственные, будущие открытия и изобретения, работая на перспективу.

Безусловно, таланты нельзя зарывать в землю. И для них, видимо, нужно открывать специальные школы или даже детские сады, где юные гении будут чувствовать себя комфортно, общаясь на равных со сверстниками, без чувства ущемления или превосходства, погружаясь с головой в интересное дело. Но внедрять детей искусственно во взрослый социум пока не стоит. Мы воспитаны так, что детство должно оставаться детством и всему свое время. Зрелость – это больше, чем аттестат или диплом.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Студенты педагогического вуза
Министерство просвещения РФ одобрило проект «Ядро высшего образования», а, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, государство намерено продолжить..
О проекте «Ядро высшего образования» и развитии системы цифрового образования
26 нояб. 2021 г.
0
278
В Госдуме назвали альтернативы ЕГЭ и призвали использовать в школах верифицированные онлайн-ресурсы
В Государственной Думе РФ назвали альтернативы единому государственному экзамену и предложили использовать в школах и учреждениях СПО только верифицир..
В Госдуме назвали альтернативы ЕГЭ и призвали использовать в школах верифицированные онлайн-ресурсы
26 нояб. 2021 г.
4
619
Правительство РФ согласовало число бюджетных мест по целевому обучению в вузах на 2022 год
По информации, предоставленной пресс-службой Министерства науки и высшего образования РФ, утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2022 г..
Правительство РФ согласовало число бюджетных мест по целевому обучению в вузах на 2022 год
25 нояб. 2021 г.
0
467
Оставить свой комментарий

Ваш город: