Что тревожит учителей? Какая «отравляющая душу печаль» одолевает большинство педагогов России? По результатам разного рода опросов и социсследований, самой распространённой причиной недовольства учителей является бессмысленная бумажная работа.
Что тревожит учителей? Какая «отравляющая душу печаль» одолевает большинство педагогов России? По результатам разного рода опросов и социсследований, самой распространённой причиной недовольства учителей является бессмысленная бумажная работа.
Как могут чувствовать себя учителя, вынужденные значительную долю своего рабочего времени тратить на ведение документации, которая, по сути, лишена всякого смысла? Все подобные абсурдные «тематические активности», как терроризм, наркотики, пал травы и экология, основы безопасного поведения на дороге и в воде, требующие от классного руководителя, замдиректора и образовательного учреждения регулярной отчётности, подробно изложены в статье «Хватит кошмарить школу!» (автор Е.А. Ямбург).
Данная проблема была затронута и в ходе селекторного совещания в столичном Департаменте образования, прошедшем 14 мая текущего года.
По словам главы Московского методического центра Марианны Лебедевой, составление отчётов не входит в список трудовых функций учителя школы. Кроме того, обязательная отчётность не закреплена ни в одном постановлении Минобрнауки РФ. Соответственно, в департаментах образования и органах исполнительной власти требовать от педагогов составлять подобные документы не имеют права.
Среди отчётной документации, которую должен и может вести учитель по предмету, отмечаются:
- электронный журнал-дневник (ежедневно);
- документы по базовой программе образования (единожды на каждый образовательный уровень с учётом промежуточной коррекции), включающие:
- рабочую программу преподаваемого предмета,
- график промежуточной аттестации,
- план внеурочной деятельности,
- программа коррекционной работы;
- специнструкции по работе в учебных кабинетах повышенной опасности (1 раз каждые пять лет) – касается только профильных педагогов, которые заведуют такого рода кабинетами.
Также учитель обязан иметь документацию, характеризующую его работу как классного руководителя:
- личные дела школьников (единожды в год),
- план деятельности классного руководства (единожды в год).
Для чего же тогда учителям приходится сдавать множество отчетов по предмету или классам; четвертные, полугодовые и годовые? Зачем педагоги пишут отчёты по аттестации (промежуточной и итоговой), по проведённым контрольным работам за четверть, полугодие, год, собирают ксерокопии паспортов, составляют списки к проводимым экзаменам и делают ещё множество иной работы, которую затем сдают школьной администрации? Оказывается – для перестраховки. Руководство школ хранит всю эту информацию на случай проверки вышестоящими инстанциями.
При этом директор школы не может позволить работникам образовательного учреждения не проводить указанные выше мероприятия, рекомендации по которым получает сверху. За отсутствие отчётной документации относительно всех этих «тематических активностях» его ждёт ответственность, поэтому он и даёт разнарядку учителям.