Ваш город:

ВПР после 4 класса – обновленная версия промежуточной аттестации

3 мар. 2017 г.
2
17232

Давайте попробуем разобраться, так ли страшен экзамен после 4 класса, как это кажется родителям, действительно ли было необходимо его введение, как уверяют нас чиновники, и чем отличаются Всероссийские проверочные работы (ВПР) от уже привычной "промежуточной аттестации".

ВПР после 4 класса – обновленная версия промежуточной аттестации

Чем ближе дата начала экзаменационного периода в школе, тем больший интерес вызывает все, что касается предстоящих испытаний. Особенно много вопросов у родителей возникает по поводу экзамена после 4 класса: зачем его ввели, готовы ли дети к нему психологически, можно ли сравнивать этот экзамен с ЕГЭ и т.д. Кроме того, на различных "родительских" форумах очень часто встречаются гневные высказывания по поводу того, что дети и так испытывают стресс от чрезмерной учебной нагрузки, а экзамен только усугубит сложившуюся ситуацию.

Давайте попробуем разобраться, так ли страшен экзамен после 4 класса, как это кажется родителям, действительно ли было необходимо его введение, как уверяют нас чиновники, и чем отличаются Всероссийские проверочные работы (ВПР) от уже привычной "промежуточной аттестации".

ВПР и промежуточная аттестация – в чем разница?

До 2016 года по окончанию младшей школы ученики проходили годовую промежуточную аттестацию в виде хорошо знакомых и учителям, и школьникам самостоятельных работ, контрольных, сочинений и т.д. При этом образовательные организации самостоятельно определяли не только их количество и сроки проведения, но и содержание контрольно-измерительных материалов, а также методику проверки. Другими словами, каждая школа сама определяла когда, как, сколько и в каком формате выпускники младшей школы будут выполнять контрольные работы.

Введенные Минобрнауки в 2016 году Всероссийские проверочные работы по своей сути практически не отличаются от промежуточной аттестации. Это такие же контрольные/самостоятельные работы как раньше, с одной только разницей – варианты разработаны на федеральном уровне и едины для всех образовательных организаций. То есть новшества, внедренные Минобрнауки, направлены не на изменение формата проверки уровня усвоенных знаний, а на централизацию на федеральном уровне проверочной процедуры для достижения единства подходов к составлению КИМов, проведению самих работ и их оцениваю.

Влияют ли результаты ВПР на общую картину успеваемости ученика?

Заместитель руководителя Рособрнадзора в своем письме № 05-41 от 02.02.2017 г. четко обозначил, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, а потому их можно рассматривать только в качестве диагностических работ, позволяющих оценить индивидуальные достижения обучающихся. Этим же письмом Рособрнадзор не рекомендовал образовательным организациям использовать итоги ВПР для выставления обучающимся годовых оценок.

Отметим, результаты прошлогодних ВПР показали, что для выполнения всех заданий школьникам достаточно обладать основными, базовыми знаниями, и если ученик систематические занимался, то он не будет испытывать никаких сложностей.

Несколько слов о психологической готовности школьников

Чтобы понять, насколько младшеклассники готовы к таким испытаниям как ВПР, мы внимательно изучили мнения и высказывания педагогов и репетиторов, которые работают с учениками 3-4 классов. Большинство из них уверены, что если бы не напряженность со стороны родителей, то школьники волновались бы не больше, чем во время обычной контрольной. Об этом же говорят и психологи. По их мнению, в этом возрасте дети не боятся экзаменов, для них это скорее новое приключение и возможность лишний раз доказать всем, что они уже взрослые (ведь они тоже сдают экзамен, как и старшеклассники).

Кроме того, не стоит забывать, что практика сдачи экзамена после 4-го класса не нова – в советской школе ученики ежегодно сдавали экзамены начиная как раз с 4 класса. И тогда это не вызывало особого волнения ни со стороны учеников, ни со стороны родителей, ни со стороны специалистов.

Конечно же, многие могут сказать, что в советские времена и программа обучения была легче, и экология чище, и педагоги компетентнее. Все это так. Но не стоит забывать о том, что сегодня у нас и возможностей больше: школьникам не нужно много времени, чтобы найти нужную им дополнительную информацию, а родители могут организовать своему ребенку правильное питание и отдых в любом уголке мира, а также воспитать в школьнике стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Обязателен ли ВПР для детей, проходящих обучение в семейной форме образования?

К большому сожалению, прямых ответов на вопрос о том, могут ли дети, проходящие обучение в семейной форме образования, отказаться от участия в ВПР профильные ведомства не дают. Именно поэтому неравнодушные родители забрасывают письмами комитеты по образованию в своих регионах, и снова не получают четко сформулированных ответов.

В частности, комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга в своем письме лишний раз напомнил, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией, и проводятся исключительно для оценки индивидуальных достижений обучающихся. Одновременно с этим отмечено, что результаты ВПР могут быть полезны родителям для оценки уровня усвоенных детьми знаний и определения их образовательной траектории в дальнейшем. При этом родители детей-экстернов имеют право самостоятельно принимать решение об участии своего ребенка в ВПР.

Таким образом, можно предположить, что родители могут отказаться от участия своего ребенка в ВПР без риска применения каких-либо "карающих" санкций. Однако, принимая во внимание письмо Рособрнадзора № 05-41 от 02.02.2017 г, в котором сказано, что решение об участии в ВПР каждого отдельного ученика принимает образовательная организация, лучше всего уточнять возможность отказа от участия в ВПР непосредственно у руководства школы.

Вместо заключения

Прошлогодний опыт проведения ВПР в 4 классах показал, что ничего страшного в этом экзамене нет (хотя экзаменом в привычном понимании этого слова данные работы назвать нельзя). Дети, обладающие средним уровнем знаний, справились со всеми заданиями. А те ребята, которые по тем или иным причинам не смогли справиться с заданиями, без проблем перешли в 5-й класс.

Поэтому, дорогие родители, не паникуйте. Чем спокойнее вы будете относиться к ВПР, тем спокойнее ваши дети воспримут необходимость сдать дополнительную контрольную работу, и тем лучшие результаты они покажут.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Дети мигрантов в российской школе
Совет Федерации на пленарном заседании 20 декабря 2024 года одобрил закон, запрещающий зачисление в школы детей мигрантов без подтверждения их знания ..
Совет Федерации одобрил закон о тестировании детей мигрантов на знание русского языка
20 дек. 2024 г.
0
1113
Генпрокурор РФ И. Краснов на докладе у Президента РФ В. Путина
В ходе заседания комитетов Совета Федерации генеральный прокурор Игорь Краснов рассказал о серьёзных нарушениях в работе Министерства просвещения РФ и..
О нарушениях в работе министерства просвещения РФ
19 дек. 2024 г.
0
1798
Ученики старших классов российской школы на уроке
Как сообщили в пресс-службе Рособрнадзора, ведомство готово подключиться к обсуждению введения для выпускников школ «интегральной оценки» знаний. Ране..
О введении в школах России «интегральной оценки»
18 дек. 2024 г.
0
2309
Комментарии
Геннадий
Гость
4 мар. 2017 г., 13:52

Одни невежды в оппозиции к другим невеждам. Конечно, нет дыма без огня. Это переходный момент, когда родители держат еще руку на пульсе. Через год, другой и они утихнут понемногу. А ларчик открывается просто(не совсем для гуманитариев). Посмотрите в окно. Там здания построены с помощью расчетов, а не одними словами. А что мы видим и не знаем в педагогике? Одни правильные слова. Обращайтесь только ко мне по законам обучения, которые выражаются абсолютно точно числами в комплектовании классов 7-20-55.

Гость
Гость
19 апр. 2018 г., 7:28

Детям преподают темы галопом! Они не успевают освоить одну,как тут же другой материал! Только тесты и контрольные работы. То,что раньше проходили в пятом,шестом или седьмом классах, им забивают голову,начиная со второго класса. У них в голове каша! Раньше учителя бились, чтобы дети вырабатывали почерк, а сейчас заставляют писать быстро, но они же не на лекциях!!! Программы для каждого класса разные! Зачем это!!! Дети безумно устают! Нам перед ВПР учительница сказала: пейте валерианку!!! И никаких раньше экзаменов после 4-го класса не было!!!

Оставить свой комментарий

Ваш город: