Ваш город:

Проблемы СПО в России

21 марта 2017 г.
0
3174

Соответствует ли подготовка выпускников российских колледжей современным требованиям? Ответить на этот вопрос утвердительно очень сложно, поскольку, несмотря на кажущееся улучшение качества средне-профессионального образования, остается открытым ряд важных проблем, некоторые из которых явно не скоро будут решаться. И в данной статье мы предлагаем более детально рассмотреть наиболее значимые проблемы российского СПО.

Проблемы СПО в России

Сегодня российские предприятия остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, которые не только хорошо подкованы в теории и практике, но и могут адаптироваться к современным условиям производства. Соответствует ли подготовка выпускников российских колледжей этим ожиданиям?

Ответить на этот вопрос утвердительно очень сложно, поскольку, несмотря на кажущееся улучшение качества средне-профессионального образования, остается открытым ряд важных проблем, некоторые из которых явно не скоро будут решаться. И в данной статье мы предлагаем более детально рассмотреть наиболее значимые проблемы российского СПО.

Текущее положение дел

Но для начала давайте узнаем, какие улучшения уже сегодня можно отметить в системе СПО. Итак, среди достижений можно особо выделить:

  • зарплату преподавателей колледжей, которая за последние несколько лет в некоторых регионах поднялась до 90%.
  • высокий уровень трудоустройства выпускников колледжей (в среднем этот показатель достигает 65%).
  • система средне-профессионального образования наконец-то начала работать в направлении инклюзии.

К слову, на сегодняшний день в России работает порядка 3,5 тысяч колледжей – тех, что смогли пережить оптимизацию (для сравнения в 2012 году их было более 5-ти тысяч). Однако с учетом того, что многие ВУЗы открыли собственные отделения СПО, количество обучающихся по этим программам не уменьшилось – сегодня в системе СПО обучается около 2,85 млн. человек.

Важность развития СПО для России

По мнению многих специалистов, развитию СПО необходимо уделить особо пристальное внимание по следующим причинам:

1. Очевидно, что решение проблем в социально-экономической сфере государства напрямую связанно с правильным использованием трудовых ресурсов, структурированием и развитием рабочей силы. А для этого необходимо обеспечить населению возможность получения качественного профессионального образования.

2. Согласно статистическим данным, квалифицированные специалисты, получившие средне-профессиональное образование, занимают наибольший сегмент производственных сил общества.

3. Уровень подготовки специалистов по программам СПО во многом задает темпы экономического развития РФ. При этом нехватка квалифицированных рабочих кадров уже в обозримом будущем может стать основной проблемой экономики нашей страны.

Актуальные проблемы СПО

Низкие стипендии

Как это ни печально, но в большинстве отечественных колледжей стипендия составляет всего 500-700 рублей, что втрое меньше ВУЗовской стипендии (которую, кстати, многие считают мизерной). При этом система обучения и уровень нагрузки по программам СПО во многом схожа с обучением на "вышке": те же семестры, сессии, лекции, семинары и пр.

А ведь потребности 15-16-летних студентов колледжей мало чем отличаются от потребностей молодых людей, обучающихся в ВУЗах. Вряд ли пособие в таком размере их сильно выручает, и маловероятно, что кто-то сильно расстраивается "слетев" со стипендии. К слову, для того чтобы потерять даже такую незначительную материальную помощь от государства, студенту колледжа достаточно получить только одну тройку на сессии.

Желание избежать ЕГЭ

Как известно, в колледж можно поступить после 9-го класса. Причем при поступлении абитуриенту необходимо сдать только вступительные испытания, а после получения средне-профессионального образования, он может подать документы в ВУЗ без ЕГЭ (правда, при условии, что выпускник не меняет специальность).

Таким образом, заинтересованность в СПО среди молодежи зачастую объясняется простым желанием не сдавать ЕГЭ и впоследствии получить высшее образование. А сами рабочие специальности по-прежнему малопривлекательны для молодежи, так как считаются низкооплачиваемыми, не престижными и не особо перспективными в плане карьерного и личностного развития. Другими словами, обучающихся в колледжах вроде бы достаточно, но вот работать по полученной специальности они не спешат.

Недостаточное финансирование

Во многих странах внебюджетное финансирование СПО составляет около половины всех необходимых средств. К большому сожалению, в нашей стране внебюджетное финансирование составляет всего лишь несколько процентов.

В результате, из-за низкой финансовой поддержки руководство колледжей не может позволить себе не только ремонт изношенных зданий, многие из которых, кстати, не обновлялись с советских времен, но и обновление материально-технической базы. Например, значительная часть оборудования, используемого сегодня во многих средне-профессиональных учебных заведениях, ни в техническом, ни в производственном, ни в научном плане не соответствует современному уровню. И потом, попав на производство, выпускники снова учатся работать с уже более современной техникой.

Несмотря на столь плачевное состояние учебно-производственных площадей большинства российских колледжей, в Комитете Государственной думы по образованию и науке дали понять, что в ближайшее время на улучшение финансирования учреждения СПО могут не рассчитывать. Поэтому сегодня остается последняя надежда на производственные предприятия, заинтересованные в квалифицированных специалистах среднего звена. Возможно, они возьмут на себя заботы по строительству, ремонту и оснащению колледжей.

Несоответствие современным запросам

В самом начале мы говорили о том, какие специалисты нужны в современной профессиональной среде. К сожалению, выпускники колледжей при устройстве на работу часто испытывают трудности, связанные с возросшими требованиями работодателя и коллег к их знаниям и компетентностям. И это не обязательно касается практических навыков (ведь что-что, а "умение работать за станком" у выпускников колледжей всегда было на хорошем уровне).

Но вот развитию деловых и личностных качеств студентов в наших учреждениях СПО практически не уделяется внимания, поэтому молодые специалисты все чаще сталкиваются с проблемой адаптации на рабочем месте.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: все усилия, которые сегодня прилагаются для улучшения качества СПО, не дают системе средне-профессионального образования полностью развалиться. Однако их явно не хватает для того, чтобы система СПО полноценно развивалась и улучшалась.

Материал полезен?
Оставить свой комментарий

Новости образования
Цифровая образовательная платформа "Яндекс.Просвещение"
Цель платформы «Яндекс.Просвещение» – оказание помощи педагогам в улучшении индивидуальных образовательных результатов каждого ученика путём применени..
Презентация цифровой образовательной платформы «Яндекс.Просвещение» на ММСО-2018
20 апр. 2018 г.
0
72
Кадры будущего
Автором проекта, получившего название «Кадры будущего для регионов», стало Агентство стратегических инициатив (АСИ). На текущий момент в шести субъект..
Инициатива «Кадры будущего для регионов» стартовала в шести российских регионах
20 апр. 2018 г.
0
96
Крымский федеральный университет
С предложением сделать из Крымского полуострова базовый субъект РФ в сфере образования выступил Александр Калинин, глава общероссийской общественной о..
Эксперт предложил сделать Крым базой для развития российского образования
20 апр. 2018 г.
7
113
Ваш город: