Ваш город:

Инклюзивное высшее образование в России

21 дек. 2018 г.
0
4078

Развитие системы инклюзивного высшего образования в России является одной из приоритетных задач Министерства науки и высшего образования. Опираясь на мировую практику использования инклюзивного образования, были разработаны методы и программы, обустроены аудитории и инфраструктура многих университетов, однако еще много вопросов остается открытыми.

Инклюзивное высшее образование в России

Образование – одно из основных прав человека, гарантированных государством. И это право гарантировано абсолютно каждому гражданину нашего государства, независимо от его материального положения, социального статуса или состояния здоровья. К большому сожалению, пока большая часть населения может получить образование без особых сложностей, люди с особыми потребностями сегодня не имеют широкого доступа к образовательным возможностям.

Активное взаимодействие общественных организаций, органов государственной власти и учебных заведений в последние годы позволило внедрить новую форму обучения, расширяющую возможность социализации и получения образования для людей с ограниченными возможностями.

Особенности инклюзивного высшего образования

В основе методологии, которая активно сегодня внедряется в России, лежит изменение привычных представлений всех участников системы. Инклюзивное высшее образование, как возможность обучения для каждого человека с ОВЗ, предусматривает создание специальных условий с учетом индивидуальных потребностей студентов с различными особенностями развития.

«Инклюзивный» в переводе означает «включенный». В отличие от ранее популярного интегрированного обучения в специальных учебных заведениях, концепция направлена на привлечение молодых людей с психофизическими отклонениями к обучению вместе с нормально развивающимися детьми.

Принцип равенства и толерантность составляют важную часть инклюзии. Вовлеченность в единый, целостный процесс обучения и воспитания снижает риск изоляции, обеспечивая взрослеющую личность возможностью полноценного участия в общественной жизни, а также содействует поиску работы и карьерному росту особенных студентов.

Такая форма образования имеет несколько моделей, которые разграничивают учебный процесс исходя потребностей студентов с ограниченными возможностями:

  • Постоянная полная – направлена на людей, которые психологически готовы к групповым занятиям и могут обучаться наравне с другими участниками без особых потребностей.
  • Дозированная – предполагает частичное участие в учебном процессе в виду недостаточного уровня физического или психического здоровья студента.
  • Эпизодическая – исключает длительное пребывание лиц с ограниченными возможностями на территории учреждений, в которых организуются непродолжительные учебные мероприятия.

Организация инклюзивного образования происходит путем создания:

  • адаптивных программ обучения;
  • безбарьерной среды;
  • системы тьюторского, психолого-педагогического и медицинского сопровождения;
  • технологий электронного и дистанционного обучения;
  • комплекса инновационных образовательных подходов.

Так, для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, слабым зрением или слухом предлагаются специальные технические решения по всей территории учебного заведения. Помимо программной адаптации и обеспечения архитектурной доступности ко всей инфраструктуре, повсеместно проводится подготовка и переподготовка кадров, а также обновление программ обучения для педагогов.

Российский опыт обучения людей с ОВЗ и камни преткновения

Хотя возможности для обучения людей с ОВЗ в России существуют еще с прошлого века, системное внедрение практики инклюзивного высшего образования началось недавно. Законодательно их права на образование регулируются Конституцией РФ, федеральными законами «О социальной защите инвалидов РФ» и «Об образовании». Также в 2012 году Государственная дума ратифицировала конвенцию ООН «О правах инвалидов», включающую положения об инклюзивном образовании.

Сегодня отмечается медленное и неравномерное создание оптимальных условий для охвата большего числа молодежи с особыми потребностями. Для обеспечения безбарьерного доступа и создания благоприятной образовательной среды в 2011 г. Правительство РФ утвердило государственную программу «Доступная среда» на 2011-2015 гг. Ее положения предусматривали установку указателей, дублирующихся на языке Брайля, лифтов, пандусов, а также создания необходимых гигиенических условий во всех образовательных учреждениях. Однако программа не была реализована в полной мере.

Только 40% учреждений высшего образования ориентированы на нужды студентов с ОВЗ. То есть, большая часть ВУЗов по-прежнему не обеспечивает необходимыми условиями разные категории особенных студетов. Это приводит к необходимости длительного поиска учебного заведения, соответствующего нуждам конкретного абитуриента, и нередко переезду в другие регионы. Во многом это обусловлено относительно недавней актуализацией проблемы предоставления профессионального образования людям с ОВЗ и недостаточным финансированием.

Большое значение имеет организация дистанционной формы обучения для студентов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Она получила широкое распространение в системе среднего общего образования, но современная вузовская программа не может обеспечить полноценное обучение по ней. Это связано с недостатком научно-методического обеспечения, учитывающего необходимые методы, приемы и способы взаимодействия с такими студентами. Кроме того, для проведения дистанционного обучения потребуется соответствующее техническое оснащение, как для студентов, так и для преподавателей, что предполагает дополнительные финансовые затраты.

Инклюзивное образование предъявляет высокие требования ко всем участникам образовательного процесса, и отдельная роль отводится компетентности преподавателей. Работа с инвалидами предусматривает включение тьюторов, преподавателей, психологов и консультантов, которые на данный момент не всегда имеют необходимые знания и навыки. Для решения проблемы необходимо пересмотреть программы подготовки вузовских педагогов и наладить сотрудничество с экспертами в данной области. Это позволит не только подготовить кадры, но и обеспечит продуктивную работу над созданием стратегий развития инклюзивного образования, специально адаптированных программ и индивидуальных планов.

Достижения и перспективы инклюзивного образования

Несмотря на ряд проблем, некоторым университетам удалось многого добиться. Масштабные работы по организации архитектурной среды были проведены в Челябинском государственном университете. В частности:

  • вся территория ВУЗа обеспечена пандусами в переходах и корпусах, подъемниками и лифтами,
  • имеются необходимые условия в местах общего пользования,
  • оборудованы места в первых рядах лекционных помещений,
  • а также представлены аудитории для слабослышащих и слабовидящих студентов.

Среди других университетов, активно участвующих во внедрении инклюзивного образования, можно выделить:

По данным опросов, большинство студентов с ограниченными возможностями отмечают доброжелательное отношение со стороны преподавателей и довольны индивидуальными программами обучения, хотя иногда сталкиваются с архитектурными барьерами.

Для содействия в поиске учебных заведений и помощи при трудоустройстве разработаны специальные интернет-ресурсы, в которых собраны необходимые материалы и предоставляются консультации по все интересующим вопросам.

Стоит отметить заинтересованность Министерства науки и высшего образования, общественных организаций и учебных заведений в работе по совершенствованию системы. Проведение различных мероприятий, форумов, конференций с участием экспертов и иностранных консультантов свидетельствует о больших перспективах развития инклюзивного образования в России и успешной адаптации инвалидов в будущем.

Источники изображений: espanarusa.com, mininuniver.ru, guu.ru, edu.ru

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
В. Фальков на встрече со студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков поговорил со студентами Московского техническог..
Глава Минобрнауки РФ рассказал о перспективах для будущих специалистов в науке и промышленности
11 окт. 2024 г.
0
1052
В. Фальков на заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии
В рамках прошедшего накануне третьего заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотруд..
Определены приоритетные направления для расширения сотрудничества с Малайзией в сфере образования
10 окт. 2024 г.
1
1574
Образовательный центр "Сириус"
В государственной Думе РФ предложили создать аналоги образовательного центра поддержки талантливых детей «Сириус» во всех федеральных округах России. ..
Аналоги центра «Сириус» предложили создать во всех федеральных округах РФ
9 окт. 2024 г.
1
2081
Оставить свой комментарий

Ваш город: