Ваш город:

Современный педагог глазам Министерства просвещения

30 мая 2019 г.
9
138

Введение в действие новых критериев оценки педагогов и воспитателей, анонсированное профильным ведомством на сентябрь 2019 года, долгое время откладывалось. На этом настаивали профсоюзы, представители которые не единожды заявляли о том, что учителя не готовы к «дополнительной нагрузке». Сегодня мы предлагаем подробно обсудить суть новых стандартов и требования к профессиональной деятельности педагогов.

Современный педагог глазам Министерства просвещения

Реформы системы образования, которые давно назревали и наконец-то дошли до стадии реализации, натолкнулись на неожиданное препятствие со стороны учителей. Педагоги критически восприняли известие о введении новых профессиональных стандартов в 2019 году, призванных «подтянуть» квалификацию преподавателей до уровня, отвечающего современным реалиям.

Отметим, что к разработке нового профстандарта для учителей, по Указу Президента РФ, Министерство образования и науки приступило еще в 2012 году. Но за прошедшие 7 лет до его реализации дело так и дошло из-за шквала эмоциональных отзывов учителей, их жалоб на чрезмерную загруженность и тотальный контроль со стороны проверяющих органов.

В чем заключается суть новых профстандартов для учителей?

В Министерстве просвещения заявляют, что, главной задачей новых профессиональных стандартов учителей, получивших названия «Педагог» и «Воспитатель», является "воспитание" нового поколения квалифицированных специалистов, которые стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию и регулярному повышению своей квалификации. Профстандарты содержат небольшой перечень требований к профессиональной деятельности педагога, суть которых можно сформулировать кратко таким образом:

  • доскональное знание преподаваемого предмета;
  • владение методикой преподавания учебной дисциплины, включая оптимизацию, индивидуальный подход к ученику, объяснения межпредметной связи, например: математики, физики и астрономии; биологии и химии и т. д.;
  • знание и практическое применение возрастной психологии в ходе преподавательской деятельности;
  • нравственно-этические нормы, как неотъемлемая часть личности учителя.

После ознакомления с выше перечисленными требованиями поневоле возникает риторический вопрос: разве не этому учили будущих педагогов в колледжах и институтах? Вполне можно понять возмущения педагогов по поводу чрезмерной нагрузки (действительно, сегодня учителям приходится работать в достаточно тяжелых условиях, под гнетом психологических, моральных, профессиональных и физических нагрузок). Но вот жалобы преподавателей на ужесточение профессиональных требований, мягко говоря, удивляет. Список вопросов к возмущенным педагогам, честно говоря, можно свести к одном, главному вопросу: а не ошиблись ли они в выборе профессии? Ведь требованиям, перечисленным в профстандарте, должен соответствовать любой квалифицированный педагог, тем более работающий с детьми и подростками.

Объективные проблемы внедрения стандартов

В перечне профессиональных навыков учителя, пожалуй, есть только один пункт, который действительно заслуживает внимания и понимания – внедрение цифровизации в общеобразовательную систему. Требование к овладению цифровыми технологиями учителями и включению их в учебный процесс, действительно вызывают определенное сомнение в успехе.

Во-первых, учителям предпенсионного возраста действительно придется справляться с дополнительной нагрузкой, связанной с освоением ПК, которая, в силу возраста и уровня сложности, может стать реальным препятствием для подтверждения квалификации. Во-вторых, необходимая техническая база или средства для ее получения – предмет мечтаний, на уровне фантастики, для руководства большинства провинциальных школ России. Как научить педагога (впрочем, как и школьника) пользованию ПК, если он не может их увидеть, ни на уроке, ни дома, а дополнительного финансирования на эти цели пока не предвидится?

Третий вопрос – существенный дефицит квалифицированных специалистов. Это проблема не только для преподавателей, работающих на 1,5-2 ставки, и не имеющих времени для подготовки к открытому уроку или внеклассному мероприятию. Кстати, лояльное отношение к недовольству учителей и длительная отсрочка внедрения квалификационного экзамена, скорее всего, связаны с опасением, что число школ, где не хватает учителей, значительно увеличится. Вероятно в профильном ведомстве долгое время опасались, что педагоги, морально не подготовленные к аттестации, покинут школу.

В связи с объективными причинами, возможно, стоит исключить из перечня требований вопрос об ориентации в информационных технологиях, до появления возможности 100% финансирования всех российских школ, направленного на приобретение компьютеров, модемов, сканеров и т.д. Но откладывать бесконечно другие важные вопросы, пожалуй, больше нельзя, так как вопросы о неразрывности воспитания и обучения на уроках не терпят отлагательств.

Новый стандарт: верните в школу настоящих педагогов

Судя по имеющейся в открытом доступе информации, новый профессиональный стандарт (впрочем, как и старый, существовавший не одно десятилетие в советской школе), всего лишь, требует подтверждения знаний, не только полученных учителем в студенческие годы, но и приобретенных им в ходе преподавательской деятельности.

Другими словами, на первый взгляд особого повода для переживаний у педагогов нет (во всяком случае, у тех, кто идет в ногу со временем). Наоборот, учителя должны быть заинтересованы в том, чтобы новые профстандарты педагогов вступили в силу как можно раньше. Ведь подтвержденная квалификация и присвоенная категория предполагают соответствующую надбавку к зарплате, размер которой сегодня, действительно, оставляет желать лучшего.

Стоит заметить, что в советской школе все эти критерии оценки считались обязательными для дипломированного специалиста, сами собой разумеющиеся, и не подлежащие дополнительному материальному стимулированию. Зато отсутствие особого рвения к работе с детьми и их семьями, в том числе – во внеурочное время, каралось выговорами и осуждением, как со стороны руководства, так и со стороны общества.

После распада СССР, наступил кризис не только в экономике страны, но и в сфере образования. Общество, которому пришлось в буквальном смысле слова выживать, поставило на грань разрушения советскую систему образования. Легендарную систему образования, которая заслужила безоговорочный авторитет в мире благодаря огромному влиянию личности педагога, формировавшему у подрастающего поколения, помимо знаний, нравственные категории и непреложные человеческие ценности.

Поэтому понятие «новый профстандарт» можно отнести скорее к поколению педагогов, получивших дипломы, а не педагогическое образование, в «лихие 90-е годы». К тем учителям, которые привыкли сухо излагать тему урока, не вглядываясь в глаза учеников, и которым удобно не отвечать за результаты своей работы, особенно, если эти результаты станут видны не сразу, а 10-20 лет спустя. Не эти ли педагоги считают нормальный рабочий процесс новой, непосильной нагрузкой?

Ведь, на самом деле, стандарт профессиональной пригодности педагога – это не пресловутые требования, а любовь к детям и профессия, выбранная не по принуждению, а по зову сердца. Здесь уместно напомнить, что все новое – это забытое старое. В данном случае – возрождение общества и системы образования, которая должна соответствовать лишь новым веяниям времени.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
АСИ предлагает увеличить мощность школ за счёт эффективности использования коридоров и спортзалов
По информации, размещённой на портале «Президент России», Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило увеличить мощность школ за счёт эффектив..
АСИ предлагает увеличить мощность школ за счёт эффективности использования коридоров и спортзалов
19 сент. 2019 г.
0
558
Что мешает педагогам доверять учащимся и их родителям
По результатам масштабного исследования уровня доверия в образовательных организациях, проведённого учёными из ФИРО РАНХиГС, основными факторами, меша..
Что мешает педагогам доверять учащимся и их родителям
19 сент. 2019 г.
0
295
В Госдуме предложили запретить подросткам наносить татуировки
Как сообщает РИА Новости, Виталий Милонов, депутат Госдумы, обратился к министру здравоохранения Веронике Скворцовой с предложением запретить несоверш..
В Госдуме предложили запретить подросткам наносить татуировки
18 сент. 2019 г.
0
440
Комментарии
Гарри
Гость
31 мая 2019 г., 8:06

Где вы в школе или в СПО видели нормальный рабочий процесс?!!!Везде это гонка непонятно за чем.За престижем,показателями и прочей подобной лабудой,но только не нормальный рабочий процесс!!

Комментарий полезен?
Елена
Гость
31 мая 2019 г., 10:30

Автор однозначно никогда не работал в школе, но рассуждать горазд!

Комментарий полезен?
Мария
Гость
31 мая 2019 г., 13:20

Полностью поддерживаю автора статьи в его здравых рассуждениях! Было бы прекрасно, если бы школа была такой. К сожалению сегодняшняя школа является профанацией в современном значении этого слова. Она актуальна для детей младшего возраста, как продолжение детского сада, для тех семей, где родители не могут днём быть с ребенком. Начиная с 7 класса, приходится самостоятельно подбирать учителей вне школы по 4-5 предметам для сдачи профильных экзаменов в 9- 11 классах. Если ребенок остаётся на очном обучении, то после официальной школы у него начинается вторая смена. Приходится заниматься и в выходные дни. Сюда же прибавляются университетские субботы, куда под влиянием чувства страха у родителей запихивается ребенок. А также параллельно кидаются в систему олимпиад, наивно веря в их честность и продуктивность. Жизнь ребенка становится полностью антифизиологичной.

Комментарий полезен?
Людмила
Гость
31 мая 2019 г., 23:30

Статья ни о чём. Пусть автор сначала поработает в школе, а потом уже с чистой совестью рассуждает о новых стандартах. Как надоела пустая болтология! А ещё больше надоел непрофессионализм таких вот реформаторов образования.

Комментарий полезен?
Александр Суханов
Гость
1 июня 2019 г., 22:15

Сначала установите для учителей нормальный режим работы (не более ставки и отмените дополнительные надуманные мероприятия). Пусть учителя восстановят свои силы после разрушительной оптимизации и, благодаря появившемуся времени, проработают дополнительную информацию по своему предмету. И только после этого проводите экзамен. Года через три.

Комментарий полезен?
Гость
Гость
2 июня 2019 г., 22:17

Согласна с автором статьи, сплошные благие намерения и стремления к объективности.

Комментарий полезен?
Василий
Гость
13 июня 2019 г., 17:20

Глупее и бездарнее, чем наша бесконечная реформа образования нет нигде. Вся страна в бешенстве, один Путин в восторге. Фурсенко, леванова и васильеву под суд.

Комментарий полезен?
Василий
Гость
13 июня 2019 г., 17:21

Когда министерство избавит школьников от таскания огромных рюкзаков в школу??? Учебники пусть лежат в классах у учителей. Дома ученик откроет в интернете на официальном сайте министерства свои утверждённые учебники. Выполнит своё домашнее задание и всё!!! Сейчас это сделать можно элементарно быстро и просто. Кроме этого, это избавило бы родителей от огромных трат на эту макулатуру, которую в конце года все выбрасывают. Но это министерству вряд ли придет в голову. А как же типографии: они лишаться миллиардной халявы, ведь кроме учебников, книги почти никто сейчас не покупает. На деньгах помешалась вся страна, поэтому уже слышу возражения: какие тут ещё школьники с рюкзаками, таскали, как ишаки, и пусть таскают, зато у нас кругом компьютеризация, на ней нажиться можно, а тут всё наоборот, неееее, не пойдёт!!!

Комментарий полезен?
Василий
Гость
13 июня 2019 г., 17:22

Образование - это обучение и воспитание. Обучающие делятся на четыре категории: часодатель, преподаватель, учитель и педагог. Часодатель - его интересует только запись в журнале для оплаты часов, обучением и воспитанием он не занимается, и ему всё фиолетово. Преподаватель - у него только его предмет самый главный, остальные учить не надо, занимается только обучением, воспитание не для него и оно его мало интересует. Учитель - занимается обучением и воспитанием по обязанности и должности. Педагог, большая редкость, - занимается обучением и воспитанием по призванию. У педагогов никогда и ни с кем не бывает никаких конфликтов. В современной, полностью разваленной бездарными реформами системе образования, образования, как такового, уже давно нет, есть тупое натаскивание на ЕГЭ и бумажная пурга. Поэтому педагоги там давно не в чести, нужна молчаливая и беспринципная серость, и поэтому педагогов выживают всеми силами, чтоб не мешали разваливать остатки. Скоро сдадут нервы и у учителей.

Комментарий полезен?
Оставить свой комментарий

Ваш город: