Ваш город:

История развития профессионального образования: Советская Россия

29 мая 2013 г.
0
7389

Октябрьская революция 1917 года изменила коренным образом не только политическую систему России, но и идеологию страны, а значит - просвещение, в том числе и профессиональное образование. Новая власть за основу системы образования взяла идею "Пролеткульта", в результате чего многие достижения старой системы образования, наработанной многими годами и отточенную выдающимися педагогами и учеными, были признаны негодными.

История развития профессионального образования: Советская Россия

Октябрьская революция 1917 года изменила коренным образом не только политическую систему России, но и идеологию страны, а значит - просвещение, в том числе и профессиональное образование. Новая власть за основу системы образования взяла идею "Пролеткульта", в результате чего многие достижения старой системы образования, наработанной многими годами и отточенную выдающимися педагогами и учеными, были признаны негодными.

Профтехобразование до Второй мировой войны

9 ноября 1917 года, буквально через один день после Октябрьского переворота, в советской России был создан Отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы, независимо от их формы собственности (ведомственные, государственные и частные), содержания и методов обучения.

В тяжелейших условиях становления нового государства, голода и разрухи В.И. Ленин не забывал о проблемах образования молодежи, и уделял им большое внимание. Из-под его пера вышло 40 Декретов по вопросам, касающимся образования, и 20 из них касались именно профессионального образования. Связанно это с тем, что уже к зиме 1919 года стало ясно, что в стране наступил острый дефицит квалифицированных рабочих. Не вызывал сомнения тот факт, что политика "свертывания" профессионально-технической школы была ошибочной.

Однако существовавшую до 1927 года Постоянную комиссию по техническому образованию правительство не просто игнорировало, а лишило всех полномочий. Мало того 29 июля 1920 года в действие вступил Декрет об учебной профтехнической повинности, согласно которому все рабочие (от 10 до 40 лет) были обязаны учиться. Этим Декретом правительство молодой страны хотело одним махом уничтожить техническую безграмотность населения.

По всей стране стало массово организовываться ФЗУ (фабрично-заводское ученичество) - профессиональные школы нового типа. ФЗУ, которые стали первыми профессионально-политтехническими школами в системе народного образования СССР, должны были сформировать народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, и пополнить техникумы и ВУЗы. Но ожидания правительства не оправдались, поскольку ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не удовлетворяли потребности постоянно развивающейся промышленности.

В 1940 году большая часть школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные Трудовые Резервы). Согласно этому указу в СССР было учреждено два типа учебных заведений:

  • школы ФЗО - на протяжении 6 месяцев эти школы занимались подготовкой рабочих массовых профессий
  • железнодорожные и ремесленные училища - на протяжении двух лет эти училища занимались подготовкой квалифицированных рабочих.

Таким образом, Советское государство сумело обеспечить народное хозяйство квалифицированными рабочими, а идея ГТР блестяще выдержала испытание временем.

Послевоенное профессиональное образование

В послевоенные годы идея ГТР продолжала совершенствоваться. В мае 1946 года Главное управление Трудовых Резервов и Комитет по распределению рабочей силы были преобразованы в Министерство Трудовых Резервов, что позволило в одном государственном органе сосредоточить руководство подготовкой и распределения квалифицированных рабочих. При этом большое внимание уделялось и повышению профессионального уровня преподавательского состава школ ФЗО и училищ. Для этого были созданы центральные курсы повышения квалификации и усовершенствования, на которых мастера и воспитатели изучали вопросы психологии и педагогики.

На протяжении 1959-1963 годов школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения, созданные по системе ГТР СССР, были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от 1 до 3 лет). Иными словами, школы ФЗО и ремесленные училища, благодаря которым Советский Союз смог справиться с разрухой в послевоенные годы, были полностью ликвидированы, а на смену системе трудовых резервов пришла система профессионально-технического образования.

Профессионально-техническое образование: 1960 - 1990 года

В 1969 году началось преобразование профтехучилищ в средне-профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые специализировались на подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием на базе 8 классов. В последующие годы, наряду с техническими училищами, которые за 1 - 1,5 года на базе полного среднего образования давали высокую подготовку по выбранной специальности, средне-профессиональные учебные заведения стали основным типом профессиональных образовательных учреждений.

Ориентация на профессионально-технические учреждения со средним образованием предполагала поэтапный переход от подготовки узкоспециализированных рабочих к выпуску квалифицированных специалистов широкого профиля. Однако реформа образования, объявленная в 1984 году, совпала с непростым переходным периодом в политической и социально-экономической сфере. Поэтому в 80-90 годы профессиональное образование сначала пережило тяжелый кризис, а затем были начаты поиски новых форм обучения, соответствующие зарождающимся рыночным социально-экономическим отношениям.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
ЕГЭ-2018
Основной период ЕГЭ-2018 завершается резервными днями для прохождения итоговых испытаний. Кроме выпускников прошлых лет, с 22 июня по 2 июля сдать экз..
В школах РФ стартовали резервные дни ЕГЭ
22 июня 2018 г.
0
217
Профсоюз "Учитель" против пенсионной реформы
Межрегиональный профсоюз работников образования (МПРО) «Учитель», являющийся членом Конфедерации труда России, протестует против предлагаемого Правите..
Профсоюз «Учитель» выразил протест против повышения пенсионного возраста
22 июня 2018 г.
0
501
Школьные учителя участвуют в организации подготовки и проведении ГИА
Как сообщили сегодня в пресс-службе депутата Госдумы Артёма Кавинова, парламентарии одобрили в третьем чтении проект закона, в соответствии с которым ..
В Госдуме одобрили проект закона о компенсации учителям за участие в проведении ГИА
21 июня 2018 г.
5
2758
Оставить свой комментарий

Ваш город: