Ваш город:

Применение тренингов при подготовке менеджеров

02 авг. 2015 г.
0
2982

Несмотря на большое количество работ, посвященных организации и проведению тренингов, существует целый ряд вопросов, касающихся внедрения подобной формы обучения в образовательных организациях, которые требуют уточнения и определения. Чтобы найти ответы на большинство из этих вопросов, мы постараемся выявить и обосновать условия и возможности применения тренинга как средства формирования профессиональных компетенций менеджера в сфере принятия управленческих решений.

Применение тренингов при подготовке менеджеров

Современные рыночные условия диктуют новые правила к подготовке таких специалистов, как менеджер. Поэтому сегодня очень актуально применение нестандартных организационных форм обучения, одной из которых является тренинг, ориентированный на требования рынка труда и способный обеспечить всеми знаниями, навыками и умениями , благодаря которым молодой специалист максимально быстро сможет адаптироваться к профессиональной деятельности.

Несмотря на большое количество работ, посвященных организации и проведению тренингов, существует целый ряд вопросов, касающихся внедрения подобной формы обучения в образовательных организациях, которые требуют уточнения и определения. Чтобы найти ответы на большинство из этих вопросов, мы постараемся выявить и обосновать условия и возможности применения тренинга как средства формирования профессиональных компетенций менеджера в сфере принятия управленческих решений.

Основы тренинга по менеджменту

Традиционно учебный процесс тренинга предусматривает применение таких видов учебных занятий, как лекции, семинары, практические и лабораторные работы. Комплексное применение этих форм обучения дает возможность сформировать базовые знания, умения и навыки в определенном направлении. При этом огромное значение придается не только теории, но и практическому применению полученных знаний. Ведь максимально эффективное усвоение материала возможно только в случае практической проработки студентами определенных действий. Также тренинг включает в себя проведение комплекса упражнений, которые имеют научную основу и осуществляются по специальной методике.

Поскольку в своей профессиональной деятельности менеджеры достаточно часто сталкиваются с проблемами, которые требуют мгновенного и нестандартного коллегиального решения, тренинги предусматривают подготовку специалистов в области менеджмента путем применения интерактивных форм. Такие формы способствуют обучению студентов через взаимодействие друг с другом и позволяют активно использовать задачи, которые отражают реальные производственные ситуации. Так, например, одной из важнейших функций менеджера является способность молниеносно принимать правильные управленческие решения. Реализация такой функции предполагает не только усвоение и обобщение студентами соответствующих знаний, но и формирование таких компетенций, как:

  • разделение этапов принятия решений, касающихся управления предприятием,
  • применение самых разных методов принятия управленческих решений,
  • адекватная оценка эффективности принятого решения.

Для быстрого формирования у студентов этих компетенций разработчики профильных тренингов стремятся не только определить и обосновать набор форм и технологий обучения по теме "Принятие управленческих решений", но и выработать критерии оценки работы студентов.

Основная задача тренингов по менеджменту

Основной задачей тренингов, в том числе и по такому направлению как "Принятие управленческих решений", является закрепление полученных в ходе обучения теоретических знаний о процессе принятия управленческих решений, а также приобретение умений и компетенций для их разработки, оценки и реализации. Одним из главных условий реализации основной задачи тренига является использование соответствующих тренинговых технологий, ориентированных на концептуализацию практического опыта студентов и актуализацию накопленных теоретических знаний.

Особенность применения тренинговых технологий в подготовке менеджеров заключается в том, что они способствуют активному участию обучающегося в развитии собственных знаний и формированию профессиональных навыков и компетенций. Кроме того, тренинговые технологии побуждают участников занятий к:

  • творческой активности – одно из наиболее важных требований, предъявляемых к современным менеджерам;
  • межличностного взаимодействия студентов при работе в команде –один из факторов успешного выполнения функций менеджера;
  • поиску необходимой информации и аналитическому мышлению – основные составляющие успешного формирования навыков принятия управленческих решений в условиях неопределенности или недостаточного количества информации;
  • формированию у студентов практических навыков по выполнению индивидуальных заданий и принятию индивидуальной ответственности – имеет большое значение при принятии управленческих решений;
  • публичной презентации индивидуальных и коллективных результатов.

При проведении тренинга по направлению "Принятие управленческих решений" предлагается применять такие формы и технологии тренинга, как:

  • презентация, работа в малых группах, "мозговой штурм" – для актуализации знаний и оценки уровня осведомленности студентов;
  • "круг", работа в малых группах, деловая игра – для поиска возможных и наиболее эффективных путей решения проблемы;
  • "микрофон", "аквариум", дискуссия – для рефлексии.

Важной частью тренинга является самостоятельная работа и критерии оценки успешности работы студентов. Активность в группе может быть оценена как тренером-преподавателем (тренер - преподаватель оценивает активность студентов методом наблюдения за работой группы), так и всей группой.

Основные тренинговые технологии

Презентация

Презентация представляет собой выступление перед аудиторией, основная цель которого – донести и продемонстрировать определенную информацию до слушателей в удобной для восприятия форме. Как правило, в тренингах по менеджменту презентации направлены на:

  • предоставление информации о тренере-преподавателе;
  • инструктаж относительно графика тренинга и выполнения поставленных задач;
  • представление результатов коллективной работы.

"Круг"

"Круг" – интерактивная тактика, позволяющая каждому участнику тренинга высказать свою точку зрения. При использовании данной технологии участники группы включаются в процесс обучения, учатся лаконично выражать свое видение ситуации, брать персональную ответственность за свои действия. Чаще всего "круг" используется при знакомстве с участниками.

"Мозговой штурм"

Применение метода "мозгового штурма" побуждает участников проявлять творчество, развивает способность быстро анализировать ситуацию, формирует умение толерантно относиться к чужим мнениям, систематизировать информацию и выявлять самые важные моменты. Как правило, "мозговой штурм" применяется при определении методов принятия управленческих решений.

Деловые игры

При проведении деловой игры участники тренинга моделируют процесс организации и функционирования предприятия. Студенты имеют возможность почувствовать себя менеджерами предприятия, которые принимают управленческие решения в условиях, приближенных к реальным (в деловой игре используются преимущественно ситуации, которые происходили на различных предприятиях в реальной жизни).

Дискуссия

Основной целью дискуссии является установление правил и обсуждение результатов работы группы в частности и тренинга в целом. Также дискуссия способствует проявлению активности студентов, избавлению от нерешительности и улучшению ораторских способностей.

Вместо заключения

Принимая во внимание тот факт, что тренинг нацелен на приобретение студентами не столько теоретических знаний, сколько практических навыков, внедрение тренинга в учебный процесс при подготовке современных менеджеров не просто целесообразен, а необходим.. Применение в процессе обучения перечисленных выше тренинговых технологий позволит образовательным организациям готовить специалистов, которые будут выходить из стен альма-матер с уже сформированными профессиональными компетенциями в сфере принятия управленческих решений. Соответственно, с первых же дней своей работы они смогут выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
Оставить свой комментарий

Новости образования
Опрос ОНФ
Общероссийский народный фронт провёл опрос среди обучающихся школ от 13 до 18 лет, по результатам которого оказалось, что школа не помогает своим учен..
Школьники считают, что современная школа не помогает в определении с будущей профессией
23 мая 2018 г.
0
71
Школы Москвы
Как сообщают «Известия», ежегодный рейтинг учебных заведений РФ по конкурентоспособности выпускников, сформированный агентством RAEX («РАЭКС-Аналитика..
Сформирован рейтинг школ России по конкурентоспособности выпускников
23 мая 2018 г.
0
397
Учителя намерены устроить забастовку
В рамках совещания председателей региональных организаций профсоюза работников образования Сибирского и Дальневосточного федеральных округов Людмила К..
Учителя Владивостока намерены в сентябре выйти на забастовку
23 мая 2018 г.
0
366
Ваш город: