В ходе круглого стола, прошедшего накануне в Общественной плате РФ и посвященного проблемам обучения школьников русскому языку и литературе, специалисты пришли к выводам, что необходимо предпринимать срочные меры по спасению российского образования в области словесности. Также на повестке дня стоял и вопрос о возвращении учителям русского языка высокого статуса.
Согласно последним данным Комиссии Общественной палаты, 17% российских школьников не могут усвоить даже базовый уровень школьной программы, а число учеников с проблемами звуко-буквенного анализа превышает 60%.
Участники обсуждения призвали законодательные и исполнительные органы приложить все усилия для возрождения традиций российского образования в сфере словесности. Особое внимание они обратили и на то, что под данный предмет выделяется в школьном расписании старшей школы только один час в неделю, что просто не позволяет учащимся усвоить программу должным образом.
Также была рассмотрена и проблема того, что ученики с каждым годом всё меньше читают, в то время как навязываемый обществу культ успешной личности представляет собой полное противоречие духовным и культурным ценностям, которые сформировывались веками. Учитывая тот факт, что обучение важнее результата, основной упор в изучении литературы необходимо сделать на умении учащихся высказывать своё собственное мнение вместо использования заученных трактовок только одной позиции. Всё это требует также и отказа от чисто количественных показателей, на основе которых базируется вся современная система оценки успеваемости школьников.
Тем не менее, текущие изменения в ЕГЭ были встречены присутствующими с оптимизмом, а возвращение сочинения они призвали не считать «возвратом к старому». Для нового поколения учащихся необходимы и более современные подходы к обучению, поэтому ждать от них результатов, которые имели школьники 20-30 назад, не стоит.