Министерство культуры России подготовило программу развития системы отечественного музыкального образования на 2015-2020 годы. По мнению авторов программы, реализация разработанного документа позволит сохранить уникальную трёхступенчатую подготовку музыкантов, формирование которой было начато ещё в 19 веке.
Такая поэтапная подготовка, сохранение которой является основной целью программы, предполагает обучение музыкантов в рамках трёх ступеней: музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория или иное музыкальное учебное заведение высшей школы. Подобная система подготовки не практикуется ни в одном государстве, кроме бывших союзных республик. К тому же, чтобы стать в России музыкантом, необходимо учиться в общей сложности в течение 17-19 лет.
Как рассказала Александра Аракелова, глава департамента по науке и образованию Минкультуры РФ, основной задачей программы является не только повышение качества музобразования, но и популяризация музыкального искусства в целом. По её словам, Минкультуры и Минобрнауки уже приняли решение возродить в общеобразовательных школах творческую составляющую. Предполагается отойти от сегодняшних уроков музыки, представляющих собой обычное прослушивание произведений с элементами беседы, и вернуться к созданию детских хоров, инструментальных ансамблей и других коллективных форм детского музыкального творчества, смотры которых проводились в советские времена.
А. Аракелова подчеркнула, что уже разработана и прошла апробацию в школах 15 российских регионов общеобразовательная программа по дисциплине «музыка» с конкретными к ней требованиями. На данном этапе идёт разработка методического обеспечения.
Кроме того, предполагается создание методцентров на базе вузов, которые занимаются реализацией программ образования в сфере музыкального искусства. Основной их функцией будет обеспечение методической и творческой координации деятельности музучилищ, детских школ искусств, а также педвузов, где обучаются будущие учителя музыки.
Отмечая острые проблемы музобразования, А. Аракелова отметила кадровый дефицит и уменьшение числа обучающихся по целому ряду базовых музыкальных специальностей. В особенности это касается нехватки учителей по классу струнных и духовых инструментов и снижения количества обучающихся в этом направлении (на 35 тысяч за последние 10 лет).
Кроме того, оставляет желать лучшего, по мнению экспертов, материально-техническая база образовательных организаций, в особенности на региональном и муниципальном уровне.