На портале проектов нормативно-правовых актов опубликовали разработанный Министерством труда России проект профессионального стандарта для педагогов (учителей), которые имеют право заниматься педагогической деятельностью в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Чиновники доработали действующий ещё с 2013 года профстандарт для учителей, актуализировав документ с учётом цифровых технологий в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ». Помимо этого, за период работы над профстандартом изменились и другие ключевые документы. В частности, изменения были внесены и в закон «Об образовании в РФ».
В пояснительной записке отмечается, что на сегодняшний день в стандарте необходимо сделать следующее:
- скорректировать наименования видов и целей профессиональной деятельности;
- скорректировать обобщённые и отдельные трудовые функции, а также трудовые действия;
- уточнить привязку обобщённых трудовых функций к уровням квалификации;
- уточнить требования к образованию и опыту специалистов;
- изменить формулировки требований к необходимым умениям и знаниям, в том числе с учётом информационных технологий.
Кроме обычных функций педагога, авторы проекта представили подробную информацию о том, какими знаниями и умениями должен обладать учитель в цифровой сфере.
Согласно проекту профстандарта учителя должны:
- владеть компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе уметь пользоваться ресурсами информационной образовательной среды и цифровых технологий;
- владеть методами подготовки и проведения мероприятий в школе с использованием видеосервисов;
- управлять видеоконференциями, использовать необходимое для этого оборудование;
- адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с учениками, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
- участвовать и создавать собственные ресурсы, среди которых аккаунты в социальных сетях, группы, блоги, видеосервисы, а также работать над учебными цифровыми материалами;
- применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
- вести документацию в электронном формате;
- применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения в рамках индивидуального подхода и для работы с детьми с особыми потребностями.
Если говорить о самом процессе обучения, то в этой части проект документа предписывает педагогу:
- формировать у обучающихся, в том числе и с ОВЗ, общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
- обучать информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями школьников;
- учить использовать ИКТ в познавательной и творческой деятельности учащихся, а также применять ресурсы и сервисы по предметам обучения;
- применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.
Стоит отметить, что после утверждения министром труда Антоном Котяковым профстандарт должен вступить в силу с сентября текущего года и будет действовать до сентября 2028 года.