Тема конкурентоспособности российского образования и науки в условиях глобализации давно и бурно обсуждается в различных кругах. Эта же тема является предметом исследования сравнительной социологии и одним из приоритетных направлений в области научно-технологического развития РФ.
Ответ скептикам о конкурентоспособности российских университетов
В последние годы некоторым российским ВУЗам удалось закрепиться в известных мировых рейтингах, среди «университетов мирового класса» (WCU), участвующих в рейтингах QS, THE, ARWU. Однако к высшей ступени мирового признания российские университеты пока прорываются достаточно медленно.
Скептики не сомневаются: добиться существенного прогресса мешают программы, технические ресурсы и уровень подготовки педагогических кадров, которые не соответствуют заданной траектории. Так ли это на самом деле? Вот, об этом и поговорим.
Сущность стратегии развития российской системы образования
Долгое время разговоры о конкуренции российской (советской) науки с западными высшими и научными школами оставались в тени: уровень их развития обсуждался лишь в высших кулуарах власти, а передовые научные открытия и разработки становились объектами «добычи» государственных спецслужб, о которых немало рассказано в детективах. В технологичный век концепция изменилась: дальнейшее продвижение науки требует не просто секретной научной информации, а сотрудничества, в той или иной степени, мировых образовательных и научных систем.
Не секрет, что любое научное открытие становится достоянием того государства, ученый или ученые которого, совершили очередной «прорыв» к новым вершинам знаний. Государство, владеющее подобными разработками, автоматически приобретает мировое лидерство во всех сферах, укрепляет свой военный, экономический и политический потенциал. Так что, можно не сомневаться, что отечественная наука находится в зоне пристального внимания государства, как часть защитной и социально-экономической стратегии.
Разумеется, в программу включены и комплексные мероприятия по развитию высшей школы. Просто на фоне общей массы задач, которые, казалось бы, не имеют отношения к заботе об университетах, рождаются сомнения об интересе государства к науке и системе образования. Но «большое видится издалека», и в подтверждение к сказанному, предлагаем детальнее ознакомиться с Указом Президента РФ №642, от 1 декабря 2016 года «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». Еще ранее: Указ Президента Российской Федерации №599, от 07.05.2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», и целый ряд других нормативно-правовых актов.
Все под контролем! И не следует забывать, что стратегия – это «игра в долгую», направленная на получение основательного результата, а не на «распыление» ресурсов для сиюминутного успокоения недовольных и несогласных. Важно понимать, что Россия исторически и географически всегда была и будет находиться в «зоне повышенного интереса», которому нужно противопоставлять только фундаментальные концепции, самые передовые достижения науки и техники, о которых и заботится государство.
Для чего нужны мировые рейтинги российским университетам?
Казалось бы, если так сложно устроен мир, не проще ли «заколотить окно», «прорубленное» Петром I, «в просвещенную Европу», и организовать какой-нибудь «Тайный Орден Хранителей Знания»? Не проще. Несмотря на то, что зачастую Россия, и российская наука – в частности, «проигрывает» в соперничестве с другими странами больше по политическим мотивам, чем по факту, «в споре рождается истина».
Глобализация подхлестывает соперничество между ВУЗами внутри образовательной системы и на общемировом уровне. Но у разгоревшейся нешуточной конкуренции, где за «пальму первенства» толкаются локтями сильнейшие университеты мира, есть и полезные стороны: оценить собственную работу можно только в сравнении ее с продвижением конкурентов по заданным направлениям.
Как определить отставание отечественной науки от Запада? Только участием в мировых рейтингах, и не иначе. Вот, например, интересные цифры:
- В 2000 году в базе научных публикаций «Scopus» представлено 31 335 научных работ российских ученых, удельный вес которых при оценивании составил 2,71 балла;
- 2016 год – тот же рейтинг: опубликовано 52 416 работ (больше на 21 081), но баллы – 2,17.
Такая же ситуация складывается и в рейтинге «Web of Science»:
- 31 324 – 3,22;
- 36 184 – 2,05.
Инициаторы рейтингов неоднократно обращали внимание, что отставание России особенно заметно в сфере научных публикаций. Дескать, «не хотите делиться открытиями»! С другой стороны, зачем спешить с публикацией фундаментальных открытий в международных изданиях, если их можно внедрить у себя для укрепления государства, и лишь потом делиться опытом. Отстаем в рейтингах из-за публикаций, но зато у нас, благодаря участию, есть доступ к публикациям, из которых российская наука в том числе, может черпать полезные идеи.
Кроме того, за участие в рейтингах стоит побороться хотя бы ради того, чтобы на других посмотреть и себя показать.
О программах российских ВУЗов и уровне подготовки педагогических кадров
Посыпание головы пеплом, когда идет речь о профессорско-преподавательском составе отечественных высших школ, выглядит слишком уничижительно (да-да, именно с оттенком пренебрежения!). Чтобы развеять всякие сомнения о качестве работы педагогов и уровне университетских программ (да и школьных тоже!), приводим несколько примеров, из последних достижений науки и образования РФ, уже воплощенных в жизнь:
- Российские школьники – неоднократные победители международных олимпиад. Безусловно, талант имеет значение, но и базовая школьная подготовка – на уровне, а она – основа для высшей школы; школьные программы тоже создаются российскими педагогами;
- Крымский мост – проект, разработкой которого занимались десятилетиями, воплощен, благодаря усилиям наших современных ученых;
- Сегодня безопасность РФ охраняет гиперзвуковое оружие, аналогов которому в мире пока не существует, такой «аргумент» в геополитике повышает и авторитет российской науки;
- Вакцина против COVID 19: сколько бы не критиковали ее эффективность завистливые «партнеры», российская медицина и фармакология доказывают, что отношение к ним слишком предвзято.
Список достижений России по всем направлениям развития можно продолжать еще долго. Но уже и так ясно, что они – результат эффективности российского образования и науки, внимания государства к стратегически важной сфере.
Техническая оснащенность российских кампусов
Это – действительно, проблема. Ее корни уходят в начало 90-х годов прошлого века, как и все актуальные проблемы российской экономики. Тогда была разрушена система государственного оснащения ВУЗов, их связь с рынком труда. В зарождающейся капиталистической реальности количество университетов, академий и институтов увеличивалось в арифметической прогрессии, похожей на деление клеток в простейших организмах. Высшая школа попала под управление бизнеса, который требовал и продолжает требовать оказания образовательных услуг: не знаний, а компетенций и навыков.
Проект «Глобальное образование», разработанный крупнейшими европейскими корпорациями промышленников (47 стран), как модель глобальной системы образования, сейчас активно проталкивается российским филиалом транснациональной корпорации, как высокорентабельная сфера подготовки специалистов – роботов-исполнителей, за которых будут думать «наверху». И это – серьезный противовес государственной политике в сфере образования и науки. Инструментом для осуществления целей крупного бизнеса стало внедрение в отечественное образование Болонской системы. То есть, российские университеты оказались перед выбором: служить бизнесу или развивать науку и готовить универсальных специалистов, нужных государству.
Сегодня общее количество ВУЗов сокращено на 40%, филиалов – на 80%. Специалисты уверены, что это частично решит проблему технической оснащенности уже в ближайшей перспективе. Государственное финансирование будет перенаправлено на исследовательские и научные программы, как фундаментальный источник научно-технического прогресса.
В условиях рыночных отношений выбор модели управления и источника финансирования остается за университетами. Нужно лишь выбрать и применить эффективную административную систему внутри ВУЗов. Но сомневаться, что отечественная наука и система образования находятся на достойном уровне, веских оснований нет, потому что стержнем в них остаются талантливые люди, умеющие создавать великое даже при нынешних условиях.