Ваш город:

Железнодорожник

7

Согласно статистическим данным на долю железнодорожного транспорта в России приходится более 40% пассажирооборота и около 80% всего грузооборота страны. В некоторых же случаях железнодорожное сообщение является едва ли не единственной возможностью добраться из одной точки в другую. А это значит, что российские железные дороги играют ключевую роль в осуществлении грузо- и пассажироперевозок, а железнодорожники – в поддержании работоспособности железных дорог.

Железнодорожник

Согласно статистическим данным на долю железнодорожного транспорта в России приходится более 40% пассажирооборота и около 80% всего грузооборота страны. В некоторых же случаях железнодорожное сообщение является едва ли не единственной возможностью добраться из одной точки нашей необъятной Родины в другую. А это значит, что российские железные дороги играют ключевую роль в осуществлении грузо- и пассажироперевозок, а представители профессии железнодорожника – в поддержании работоспособности железных дорог.

Сразу отметим, что от профессионализма и уровня квалификации железнодорожников зависит не только состояние железнодорожного полотна и подвижного состава, но и безопасность пассажиров. Поэтому выбирать эту профессию необходимо только тем, кто готов качественно выполнять свою работу, несмотря на все ее особенности и недостатки. А вот о том, какие "подводные камни" могут встретиться на профессиональном пути железнодорожника, мы расскажем в рамках этой статьи.

Кто такой железнодорожник?

Железнодорожник – обобщенное название разных специалистов и представителей рабочих профессий, так или иначе имеющих отношение к железнодорожному транспорту, и обеспечивающих эффективную работу железнодорожной инфраструктуры.

Название профессии произошло от устойчивого сочетания слов "железная дорога" (то есть, дорога, вымощенная железом), которым принято называть комплексное транспортное предприятие, которое имеет все технические средства, позволяющие обеспечивать перевозки пассажиров и грузов. Первые железнодорожники появились одновременно с изобретением паровоза и появлением первых железных дорог общественного пользования. Становление профессии в России стало возможным в 1837 году, когда между Петербургом и Царским Селом была построена первая в стране железная дорога, протяженностью 27 километров. Кстати, по протяженности железнодорожного полотна Россия сегодня занимает второе место в мире (первое место принадлежит США).

Принято считать, что к профессии железнодорожника имеют отношение только проводник и машинист локомотива. На самом же деле узких специализаций у этой профессии намного больше: это и начальник состава, и дежурный по станции, и путевой обходчик, и поездной диспетчер, и электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки), и строители, прокладывающие железнодорожные пути, и сотрудник ведомства РЖД.

Не сложно догадаться, что обязанности железнодорожника целиком и полностью зависят от направления деятельности. Например, машинист локомотива и проводник обеспечивают безопасность и комфортность перевозок, поддерживают чистоту подвижного состава, придерживаются графика и пути следования. Путевой обходчик отвечает за состояние железнодорожного полотна, а поездной диспетчер руководит движением поездов в пределах своего участка. Но в любом случае, каждый железнодорожник обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы перевозки по железной дороге были безопасными, а поезда приходили строго по расписанию.

Какими личностными качествами должен обладать железнодорожник?

Так как от работы железнодорожника зависит безопасность большого количества людей или сохранность большого объема грузов, представители этой профессии, прежде всего, должны обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность и аккуратность. Кроме того, для большинства специальностей этой профессии характерны:

  • коммуникабельность;
  • наблюдательность;
  • способность к переключению и распределению внимания;
  • стрессоустойчивость;
  • бдительность;
  • находчивость;
  • добросовестность;
  • осмотрительность;
  • технический склад ума;
  • педантичность;
  • исполнительность;
  • хороший слух и зрительное восприятие;
  • развитая координация движений.

Очень важны в работе железнодорожника выносливость и хорошее здоровье. Также нельзя не сказать и о профессиональных знаниях и навыках, среди которых особого внимания заслуживают: физика, слесарное дело, система специальных сигналов, используемых на железной дороге, конструктивные особенности тепло- или электровозов, их узлов и вагонов, требования техники безопасности, навыки работы с компьютером и многое, многое другое.

Преимущества профессии железнодорожника

Принимая во внимание тот факт, что протяженность российских железнодорожных магистралей составляет порядка 85 тысяч километров, а РЖД является крупнейшим работодателем России (по состоянию на конец 2013 года занятыми в РЖД числилось более 880 тысяч человек), можно смело заявить, что основным преимуществом профессии железнодорожника является востребованность. Ведь железная дорога в России, как и раньше, продолжает активно развиваться, и для обслуживания увеличивающегося с каждым годом грузо- и пассажиропотока требуется все большее и большее количество квалифицированных специалистов.

Важность и значимость работы железнодорожников понимают не только в обществе, которое относится к "повелителям" железных дорог с должным пиететом, но и на правительственном уровне. Проявляется это понимание в виде вполне достойного уровня зарплат (среднемесячная зарплата железнодорожника в России составляет порядка 40-50 тысяч рублей, плюс надбавки за качественную и результативную работу), и различных льгот (в том числе, путевки в санатории и бесплатный проезд в электропоездах).

Отметим, что некоторые специальности профессии (например, проводник или работник железнодорожных касс), помимо официальной зарплаты, имеют большие возможности для дополнительных заработков (не совсем честных, но все-таки). Россиянам хорошо известно, что за определенное вознаграждение с проводником можно передать посылку, а материальная благодарность пассажира самым волшебным образом помогает кассиру найти билеты даже на те поезда, мест в которых уже вроде бы как и нет.

Недостатки профессии железнодорожника

Но не стоит думать, что высокую зарплату работникам железной дороги платят за "красивые глазки". Если рассмотреть все недостатки профессии железнодорожника, то можно понять, что зарплата не такая уж и высокая. Конечно же, перечислить все недостатки каждой из специальностей железнодорожника в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы перечислим только основные, характерные для большинства из них.

  • Во-первых, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров: например, отсутствие даже одной соединительной детали в рельсах может стать причиной катастрофы и огромного количества жертв, а несоответствие вагона санитарным нормам – массового заболевания пассажиров.
  • Во-вторых, сложные условия труда: работники железной дороги работаю при любых погодных и климатических условиях, днем и ночью, в праздники и выходные.
  • В-третьих, поступить в железнодорожные учебные заведения, чтобы стать квалифицированным специалистом, очень сложно. Мало того, что абитуриентам приходится "преодолевать" большой конкурс, так еще и бороться за право поступления им предстоит с потомственными железнодорожниками (что, согласитесь, дает последним явные преимущества).

Где можно получить профессию железнодорожника?

Получить профессию железнодорожника можно в любом учебном заведении России (независимо от уровня аккредитации), которое специализируется на подготовке квалифицированных работников железнодорожного транспорта. Выбор же учебного заведения целиком и полностью зависит от того, какую специальность вы хотите освоить. Например, чтобы стать специалистом по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта или электроснабжению железных дорог, то необходимо выбирать один из ведущих железнодорожных ВУЗов России, ТОП-5 которых выглядит следующим образом:

  • Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Забайкальский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения;
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
  • Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Если же вас прельщает романтика работы проводника или машиниста локомотива, то местом вашего обучения может стать один из лучших железнодорожных техникумов или колледжей России, в число которых входят:

  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта;
  • Санкт-Петербургский электромеханический техникум железнодорожного транспорта;
  • Рязанский колледж железнодорожного транспорта;
  • Московский колледж железнодорожного транспорта;
  • Нижегородский техникум железнодорожного транспорта.
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Санкт-Петербург

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 260 000,00 ₽
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
Москва

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 257 572,00 ₽
Якутск

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 74 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 233 000,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная не указано
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Москва

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 217 500,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 67 000,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 74 000,00 ₽
Бакалавриат Очная 217 500,00 ₽
Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе
Москва

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 000,00 ₽
Московский государственный строительный университет
Москва

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 192 000,00 ₽
Московский политехнический университет
Москва

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 185 000,00 ₽
Бакалавриат Заочная 78 000,00 ₽
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева
Москва

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Заочная 72 800,00 ₽
Бакалавриат Очная 172 300,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 172 300,00 ₽
Бакалавриат Заочная 72 800,00 ₽
Тюменский индустриальный университет
Тюмень

[23.03.02] Наземные транспортно-технологические комплексы

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 171 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 62 600,00 ₽

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 171 400,00 ₽
Бакалавриат Заочная 62 600,00 ₽
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Москва

[23.05.01] Наземные транспортно-технологические средства

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 158 400,00 ₽
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Теги:
Новости образования
В. Фальков на встрече со студентами МГТУ имени Н.Э. Баумана
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков поговорил со студентами Московского техническог..
Глава Минобрнауки РФ рассказал о перспективах для будущих специалистов в науке и промышленности
11 окт. 2024 г.
0
1118
В. Фальков на заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии
В рамках прошедшего накануне третьего заседания Совместной Российско-Малайзийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотруд..
Определены приоритетные направления для расширения сотрудничества с Малайзией в сфере образования
10 окт. 2024 г.
1
1657
Образовательный центр "Сириус"
В государственной Думе РФ предложили создать аналоги образовательного центра поддержки талантливых детей «Сириус» во всех федеральных округах России. ..
Аналоги центра «Сириус» предложили создать во всех федеральных округах РФ
9 окт. 2024 г.
1
2160
Комментарии
Светлана
Гость
5 апр. 2016 г., 11:42

В абзаце, где топ 5-ти лучших вузов у вас допущена ошибка. Забайкальский институт железнодорожного транспорта, является филиалом Иркутского государственного университета путей сообщения, а у вас написано Дальневосточной Академии. В России все железнодорожные ВУЗЫ являются Университетами путей сообщения и нет у нас Академий железнодорожных.

Пользователь
8 апр. 2016 г., 12:42

Здравствуйте Светлана!

Большое спасибо за Ваше внимание и замечание. Допущенную ошибку исправили и в дальнейшем постараемся подобных неточностей не допускать.

Сабина
Гость
5 авг. 2016 г., 22:43

Именно какие факультеты надо выбрать,что-бы работать железодорожником?

Людмила
Гость
11 сент. 2016 г., 6:45

Здравствуйте!Очень хочу поступить нна Дефектоскописта.Я работаю,и возможно ли поступить по заочной форме?И сколько это примерно будет стоить?

Ольга
Гость
21 дек. 2016 г., 14:20

Здравствуйте! Есть еще замечательный молодой техникум - "Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций".

Вика
Гость
23 февр. 2018 г., 15:47

а кто автор статьи?

Максим
Гость
16 мар. 2018 г., 12:01

Про СГУПС забыли

член
Гость
3 февр. 2019 г., 5:33

Кумовство через "о" пишется, и долбоёбы тоже через "о". А у тебя "от большого ума" больше мыслей никаких нет. Пойди лучше поработай где-нибудь. А лучше покажи на деле - каким нужно быть правителем!

Оставить свой комментарий

Ваш город: