Вчера, 05 июля 2013 года, Госдума, практически единогласно (344 депутата выступили "за", один воздержался), во втором чтении приняла законопроект о реформе РАН. Правда принятый вариант законопроекта имеет некоторые отличия от первоначального.
В частности, Российскую академию наук решили не ликвидировать, против чего, собственно, больше всего и выступали ученые. Все три академии наук - РАН, РАСХН и РАМН - будут объединены в новую структуру, и войдут в нее в качестве автономных юридических лиц. При этом глава комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям подчеркнул, что объединение академий будет проходить постепенно, а не "завтра-послезавтра".
После вступления нового закона в силу нынешний Председатель РАН Владимир Фортов будет занимать свой пост еще три года, после чего он должен будет переизбраться. Руководители РАМН и РАСХН в новой РАН займут посты вице-президентов.
Председатель РАН Владимир Фортов сообщил, что согласно новым поправкам к законопроекту после реформы все научные институты Академии наук останутся в структуре академии. Сохранятся также и все подразделения (в том числе и региональные отделения) РАН, а их деятельность будет определена Уставом. Владимир Фортов отметил, что фигурировавший в первоначальной версии законопроекта некий "аппарат РАН" во втором чтении изъят из документа. Другими словами, управление РАН останется практически таким же, как и до реформы.
Имущественными вопросами РАН после реформы будет заниматься специальная структура "Агентство научных институтов РАН", которую возглавит Президент РАН, а вот сетевое управление институтами будет в ведении Академии наук. Кроме того, новый закон упразднит институт членов-корреспондентов, которые за три года на основании выборов смогут стать академиками.
По словам Сергея Нарышкина, спикера Госдумы, третье чтение законопроекта о реформе РАН запланировано на осень.
Напомним
Первоначальная версия законопроекта о реформе РАН, принятая за основу 03 июля 2013 года в первом чтении, предусматривала ликвидацию Академий наук (РАН, РАСХН и РАМН) для того чтобы на их базе создать новую общественно-государственную организацию. Также этот документ предусматривал разделение всех научных институтов и других подведомственных академии структур на три группы. Предполагалось, что одна группа перейдет в ведение специального агентства, вторая - профильным ведомствам, а третья - ликвидирована. То есть, лаборатории и научные институты должны были существовать отдельно от президиума новой РАН.
Необходимо отметить, что в профильный комитет Госдумы ко второму чтению было подано несколько сотен поправок, в том числе и таких, которые радикально меняли изначальный текст документа.