Ваш город:

Минпросвещения РФ: учителю не обязательно иметь профессиональное педагогическое образование

04 апр. 2019 г.
7
13908

На сайте Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали официальный документ с разъяснения Минпросвещения России о применении требований профстандарта к образованию учителей, в котором отмечено, что учителю при наличии среднего профессионального или высшего образования в своей предметной области не обязательно иметь диплом педагога.

Минпросвещения РФ: учителю не обязательно иметь профессиональное педагогическое образование
Минпросвещения РФ: учителю не обязательно иметь профессиональное педагогическое образование / https://wwwassets.rand.org/

В документе говорится: «Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность».

Упомянутые разъяснения образовательное ведомство сформулировало и согласовало с Минтрудом РФ после вмешательства экспертов ОНФ, которые отправили запрос в Минпросвещения относительно правильного толкования профессионального профстандарта педагога.

По мнению Елены Шмелевой, сопредседателя Центрального штаба ОНФ, главы Образовательного центра «Сириус», высказанного в рамках встречи вице-премьера Татьяны Голиковой с членами Ассоциации школ-партнёров «Сириуса», «руководство ряда образовательных учреждений и региональные власти, ответственные за сферу образования, неверно трактуют профессиональный стандарт педагогов и предъявляют излишние требования к их квалификации».

Е. Шмелева акцентировала внимание на том, что специализация по программе подготовки «Образование и педагогические науки» не является обязательным условием при приёме на должность учителя.

«Принятые в 2016 году поправки в действующий профессиональный стандарт "Педагог" разрешают вести педагогическую деятельность гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Например, бакалавр по специальности «информационные технологии и вычислительная техника» имеет право преподавать информатику. Получать в этом случае дополнительное профессиональное педагогическое образование не обязательно», – сообщила сопредседатель ОНФ, озвучив полученный ответ Минпросвещения России.

Разъяснения федерального образовательного ведомства 28 марта текущего года были отправлены в регионы.

В ОНФ полагают, что поправка поможет снизить напряжённость с нехваткой кадров, квалифицированных по узким специальностям, а данное правило распространиться и на учителей со стажем, и на тех, кто планирует стать преподавателем. Что же касается дополнительного обучения, то оно потребуется тем, чьё профобразование не имеет отношения к преподаваемой дисциплине.     

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Министерство сельского хозяйства РФ намерено скорректировать программы обучения в аграрных вузах
По информации, предоставленной ТАСС, в ходе прошедшего сегодня совещания в Новосибирске заместитель министра сельского хозяйства России Оксана Лут соо..
Министерство сельского хозяйства РФ намерено скорректировать программы обучения в аграрных вузах
17 окт. 2019 г.
0
61
Президент России дал правительству РФ поручение повысить статус учителя
По итогам состоявшегося 4 июля текущего года заседания Совета по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей на официальном сайте..
Президент России дал правительству РФ поручение повысить статус учителя
17 окт. 2019 г.
4
2124
105 российских университетов попали в новый международный рейтинг вузов
Как сообщила «Российская газета», 105 российских учебных заведений высшей школы оказались в новом международном рейтинге по версии Британской компании..
105 российских университетов попали в новый международный рейтинг вузов
15 окт. 2019 г.
0
928
Комментарии
Наталья
Гость
5 апр. 2019 г., 6:12

А зачем тогда заставляют проходить курсы,подтверждать соответствие и сдавать экзамены на категорию??????!!!!!!!!!!!!

Комментарий полезен?
Анна
Гость
5 апр. 2019 г., 6:42

То , что предлагается —это бред ! На все другие должности берут в соответствии с профессией в дипломе. Только в образование можно брать всех. Тем самым искоренить профессию учитель основательно ! Мало знать предмет - надо уметь его преподавать ! Вместо того, чттбы пытаться залатать образование ! . Обратили бы внимание на лучшии симтемы образования в мире ! Ну это конечно , если цель поднять наше образование. Но складывается ощущение, что все делается только для того, чтобы уничтожить !

Комментарий полезен?
Сергей
Гость
5 апр. 2019 г., 9:08

И то правда! Окончил ты к примеру факультет по строительству дорог или что-то другое...А завтра в школу читать русский язык или преподавать биологию...Класс! Как в знаменитом романе:" Миллионера из меня не вышло, пойду в управдомы!" Срочно необходимо закрывать педагогические Вузы! Какая будет экономия в стране!!! Их выпускники и так 85% в школы не идут! Чудны дела твои ...Господи!

Комментарий полезен?
Антонина
Гость
5 апр. 2019 г., 10:11

Людвиг Витгенштейн в зените славы после своего "Логико-философского трактата" пережил профессиональный кризис и ушел преподавать в гимназию, где полностью пересмотрел свои взгляды, после чего случился не менее известный и влиятельный "второй Витгенштейн". Сегодня есть огромное количество ученых, не приживающихся в коррумпированной и поделенной на кланы системе вузовского образования и структуры РАН. Они могут прийти в школы и обеспечить реальный рывок школьного образования. Тем более, что мизерными ставками их не напугать: у меня в ИФРАН была зарплата 11 тыс рублей.

Комментарий полезен?
Марат
Гость
6 апр. 2019 г., 13:21

Педагогические вузы готовят к работе именно с детьми. Педагогика, физиология, психология, этика и, конечно, методика преподавания - это все там изучается. Учитель, который окончил педагогический вуз - профессионал. Я сам работал в школе с теми, кто не имел высшего педагогического образования. В классе шум, учитель старается перекричать детей, никакой структуры урока нет. Не всем в обиду будет сказано, но они не умели писать план-конспект (это тридцать лет тому назад). Побывав на таких уроках, я ненавязчиво предлагал им составлять планы-конспекты, советовал, как вести себя с детьми. Да, со временем некоторые стали хорошими педагогами. Но, я уверен на все сто, что с детьми должен работать профессионал, то есть специалист, у которого в дипломе написано "учитель".

Комментарий полезен?
Александр Панов
Гость
7 апр. 2019 г., 20:05

Юридическое решение экономических проблем кадрового обеспечения

___ 1. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно - СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Во-первых, в данном установлении ВО, есть ВПО, ибо непрофессионального высшего образования не существует. Во-вторых, очевидно, что речь идет о соответствии квалификационной характеристике (КС) педагогической должности педагога и (или) профессиональному стандарту (ПС) педагога. Действительно, если претендент на замещение педагогической должности имеет СПО или ВПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВПО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки», то его соответствие КС и ПС педагога подвержено документально. Если же претендент на педагогическую должность имеет СПО или ВПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, то его соответствие КС и ПС педагога не подвержено документально и, следовательно, необходимо подтвердить это соответствие, пройдя курсы повышения квалификации или переподготовки в системе дополнительного педагогического образования. Иначе признаётся, что педагогическое образование необязательно, то есть не играет никакой роли, не имеет значения для занятия образовательной деятельностью.
___ 2. В профессиональном стандарте педагога 2013 претендент на замещение должности педагогического работника должен был иметь следующее образование: «ВПО или СПО по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо ВПО или СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н). Анализ данного положения показывает, что право на замещение должности возникает в следующих случаях: 1) ВО или СПО по направлениям подготовки "Образование и педагогика"; 2) ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности); 3) либо ВПО или СПО (видимо в области, не соответствующей преподаваемому предмету) и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации (видимо речь идёт о ДПО, в области, соответствующей преподаваемому предмету).

Комментарий полезен?
Александр Панов
Гость
7 апр. 2019 г., 20:05

___ 3. В условиях дефицита педагогических кадров в профессиональный стандарт в 2016 году внесено изменения в части требования к образованию претендента на замещение должности педагогического работника. «Учитель: ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации». (Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н с изменениями от 5 августа 2016 г. № 422н).
Исключено, «(с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности)». То есть педагогическое образование в деле обучения и воспитания официально признано ничтожным. Однако семантическое значение «либо ВО или СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации» так и осталось нераскрытым.
___ 4. Письмо МП РФ «О направлении разъяснений» от 28 марта 2019 года № ТС-817_08 отмечается «Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта». А если у претендента ВПО или СПО в области не соответствующей преподаваемому предмету, тогда условие получения этой категорией лиц ДПО является соответствует требованиям профстандарта? Какие курсы повышения квалификации или переподготовки необходимо пройти в этом случае? До принятия на работу или до начала образовательной деятельности?
___ 5. Можно переформулировать ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, исходя из признания ценности педагогического образования для обучения и воспитания учащихся/воспитанников, учитывая, что в соответствии с законом нет «педагогической деятельности», а есть «образовательная деятельность», следующим образом: «Право на замещение должности педагогического работника имеют лица, имеющие СПО и ВПО: 1) в рамках направлений подготовки "Образование и педагогические науки"; 2) в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей повышением квалификации в объеме не менее 144 часов до начала образовательной деятельности); 3) в области, не соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой в области, соответствующей преподаваемому предмету до начала образовательной деятельности)».
___ 6. Данная ситуации интересна, во-первых, с точки зрения логической и семантической точности формулировок юридических установлений, с другой, тем как легко на уровне установления норм права можно решить часть кадровой проблемы, порождая другие проблемы в случае действительной значимости педагогического образования для качества обучения и воспитания современных детей.

Комментарий полезен?
Оставить свой комментарий

Ваш город: