Ваш город:

Минпросвещения РФ: учителю не обязательно иметь профессиональное педагогическое образование

04 апр. 2019 г.
7
12662

На сайте Общероссийского народного фронта (ОНФ) опубликовали официальный документ с разъяснения Минпросвещения России о применении требований профстандарта к образованию учителей, в котором отмечено, что учителю при наличии среднего профессионального или высшего образования в своей предметной области не обязательно иметь диплом педагога.

Минпросвещения РФ: учителю не обязательно иметь профессиональное педагогическое образование
Минпросвещения РФ: учителю не обязательно иметь профессиональное педагогическое образование / https://wwwassets.rand.org/

В документе говорится: «Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность».

Упомянутые разъяснения образовательное ведомство сформулировало и согласовало с Минтрудом РФ после вмешательства экспертов ОНФ, которые отправили запрос в Минпросвещения относительно правильного толкования профессионального профстандарта педагога.

По мнению Елены Шмелевой, сопредседателя Центрального штаба ОНФ, главы Образовательного центра «Сириус», высказанного в рамках встречи вице-премьера Татьяны Голиковой с членами Ассоциации школ-партнёров «Сириуса», «руководство ряда образовательных учреждений и региональные власти, ответственные за сферу образования, неверно трактуют профессиональный стандарт педагогов и предъявляют излишние требования к их квалификации».

Е. Шмелева акцентировала внимание на том, что специализация по программе подготовки «Образование и педагогические науки» не является обязательным условием при приёме на должность учителя.

«Принятые в 2016 году поправки в действующий профессиональный стандарт "Педагог" разрешают вести педагогическую деятельность гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Например, бакалавр по специальности «информационные технологии и вычислительная техника» имеет право преподавать информатику. Получать в этом случае дополнительное профессиональное педагогическое образование не обязательно», – сообщила сопредседатель ОНФ, озвучив полученный ответ Минпросвещения России.

Разъяснения федерального образовательного ведомства 28 марта текущего года были отправлены в регионы.

В ОНФ полагают, что поправка поможет снизить напряжённость с нехваткой кадров, квалифицированных по узким специальностям, а данное правило распространиться и на учителей со стажем, и на тех, кто планирует стать преподавателем. Что же касается дополнительного обучения, то оно потребуется тем, чьё профобразование не имеет отношения к преподаваемой дисциплине.     

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?

Новости образования
Т. Синюгина: национальная система профессионального роста охватит около 50% учителей
В ходе состоявшегося в минувший вторник расширенного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Т. Синюгина, замминистра про..
Т. Синюгина: национальная система профессионального роста охватит около 50% учителей
22 мая 2019 г.
0
97
Детский омбудсмен выступила с предложением о создании новой структуры для объединения детей
Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка, предлагает создать новую структуру наподобие пионерской организации, которая объед..
Детский омбудсмен выступила с предложением о создании новой структуры для объединения детей
22 мая 2019 г.
0
165
Глава Минпросвещения РФ представила президенту отчёт по итогам учебного года
В ходе рабочей встречи с Владимиром Путиным, президентом РФ, министр просвещения России Ольга Васильева рассказала об итогах учебного года, планах по ..
Глава Минпросвещения РФ представила президенту отчёт по итогам учебного года
21 мая 2019 г.
2
2178
Комментарии
Наталья
Гость
5 апр. 2019 г., 6:12

А зачем тогда заставляют проходить курсы,подтверждать соответствие и сдавать экзамены на категорию??????!!!!!!!!!!!!

Комментарий полезен?
Анна
Гость
5 апр. 2019 г., 6:42

То , что предлагается —это бред ! На все другие должности берут в соответствии с профессией в дипломе. Только в образование можно брать всех. Тем самым искоренить профессию учитель основательно ! Мало знать предмет - надо уметь его преподавать ! Вместо того, чттбы пытаться залатать образование ! . Обратили бы внимание на лучшии симтемы образования в мире ! Ну это конечно , если цель поднять наше образование. Но складывается ощущение, что все делается только для того, чтобы уничтожить !

Комментарий полезен?
Сергей
Гость
5 апр. 2019 г., 9:08

И то правда! Окончил ты к примеру факультет по строительству дорог или что-то другое...А завтра в школу читать русский язык или преподавать биологию...Класс! Как в знаменитом романе:" Миллионера из меня не вышло, пойду в управдомы!" Срочно необходимо закрывать педагогические Вузы! Какая будет экономия в стране!!! Их выпускники и так 85% в школы не идут! Чудны дела твои ...Господи!

Комментарий полезен?
Антонина
Гость
5 апр. 2019 г., 10:11

Людвиг Витгенштейн в зените славы после своего "Логико-философского трактата" пережил профессиональный кризис и ушел преподавать в гимназию, где полностью пересмотрел свои взгляды, после чего случился не менее известный и влиятельный "второй Витгенштейн". Сегодня есть огромное количество ученых, не приживающихся в коррумпированной и поделенной на кланы системе вузовского образования и структуры РАН. Они могут прийти в школы и обеспечить реальный рывок школьного образования. Тем более, что мизерными ставками их не напугать: у меня в ИФРАН была зарплата 11 тыс рублей.

Комментарий полезен?
Марат
Гость
6 апр. 2019 г., 13:21

Педагогические вузы готовят к работе именно с детьми. Педагогика, физиология, психология, этика и, конечно, методика преподавания - это все там изучается. Учитель, который окончил педагогический вуз - профессионал. Я сам работал в школе с теми, кто не имел высшего педагогического образования. В классе шум, учитель старается перекричать детей, никакой структуры урока нет. Не всем в обиду будет сказано, но они не умели писать план-конспект (это тридцать лет тому назад). Побывав на таких уроках, я ненавязчиво предлагал им составлять планы-конспекты, советовал, как вести себя с детьми. Да, со временем некоторые стали хорошими педагогами. Но, я уверен на все сто, что с детьми должен работать профессионал, то есть специалист, у которого в дипломе написано "учитель".

Комментарий полезен?
Александр Панов
Гость
7 апр. 2019 г., 20:05

Юридическое решение экономических проблем кадрового обеспечения

___ 1. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно - СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Во-первых, в данном установлении ВО, есть ВПО, ибо непрофессионального высшего образования не существует. Во-вторых, очевидно, что речь идет о соответствии квалификационной характеристике (КС) педагогической должности педагога и (или) профессиональному стандарту (ПС) педагога. Действительно, если претендент на замещение педагогической должности имеет СПО или ВПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВПО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки», то его соответствие КС и ПС педагога подвержено документально. Если же претендент на педагогическую должность имеет СПО или ВПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, то его соответствие КС и ПС педагога не подвержено документально и, следовательно, необходимо подтвердить это соответствие, пройдя курсы повышения квалификации или переподготовки в системе дополнительного педагогического образования. Иначе признаётся, что педагогическое образование необязательно, то есть не играет никакой роли, не имеет значения для занятия образовательной деятельностью.
___ 2. В профессиональном стандарте педагога 2013 претендент на замещение должности педагогического работника должен был иметь следующее образование: «ВПО или СПО по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо ВПО или СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н). Анализ данного положения показывает, что право на замещение должности возникает в следующих случаях: 1) ВО или СПО по направлениям подготовки "Образование и педагогика"; 2) ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности); 3) либо ВПО или СПО (видимо в области, не соответствующей преподаваемому предмету) и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации (видимо речь идёт о ДПО, в области, соответствующей преподаваемому предмету).

Комментарий полезен?
Александр Панов
Гость
7 апр. 2019 г., 20:05

___ 3. В условиях дефицита педагогических кадров в профессиональный стандарт в 2016 году внесено изменения в части требования к образованию претендента на замещение должности педагогического работника. «Учитель: ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации». (Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н с изменениями от 5 августа 2016 г. № 422н).
Исключено, «(с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности)». То есть педагогическое образование в деле обучения и воспитания официально признано ничтожным. Однако семантическое значение «либо ВО или СПО и ДПО по направлению деятельности в образовательной организации» так и осталось нераскрытым.
___ 4. Письмо МП РФ «О направлении разъяснений» от 28 марта 2019 года № ТС-817_08 отмечается «Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта». А если у претендента ВПО или СПО в области не соответствующей преподаваемому предмету, тогда условие получения этой категорией лиц ДПО является соответствует требованиям профстандарта? Какие курсы повышения квалификации или переподготовки необходимо пройти в этом случае? До принятия на работу или до начала образовательной деятельности?
___ 5. Можно переформулировать ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, исходя из признания ценности педагогического образования для обучения и воспитания учащихся/воспитанников, учитывая, что в соответствии с законом нет «педагогической деятельности», а есть «образовательная деятельность», следующим образом: «Право на замещение должности педагогического работника имеют лица, имеющие СПО и ВПО: 1) в рамках направлений подготовки "Образование и педагогические науки"; 2) в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей повышением квалификации в объеме не менее 144 часов до начала образовательной деятельности); 3) в области, не соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой в области, соответствующей преподаваемому предмету до начала образовательной деятельности)».
___ 6. Данная ситуации интересна, во-первых, с точки зрения логической и семантической точности формулировок юридических установлений, с другой, тем как легко на уровне установления норм права можно решить часть кадровой проблемы, порождая другие проблемы в случае действительной значимости педагогического образования для качества обучения и воспитания современных детей.

Комментарий полезен?
Оставить свой комментарий

Ваш город: