Министерство образования и науки РФ предложило к рассмотрению новую концепцию совершенствования педагогического образования, согласно которой основу подготовки школьных учителей возложат на педагогический бакалавриат. Кроме того, предлагается создать более комфортные условия для студентов, проходящих практику в образовательных учреждениях.

Минобрнауки РФ планирует скорректировать структуру современного педагогического образования, предлагая, в частности, существенно увеличить практический компонент обучения в педагогических ВУЗах, а также предоставив возможность познавать основы педагогики и тем, кто хочет преподавать в школе, но не обучается в профильном учебном заведении.
Современные педагогические проблемы
В Министерстве подчеркивают, что нынешняя педагогическая подготовительная система остается неизменной уже на протяжении многих лет. Иными словами, существующая сегодня система обучения педагогических кадров не соответствует новым экономическим условиям в России. О неэффективности многих российских ВУЗов более чем убедительно говорит проведенный недавно мониторинг деятельности высших учебных заведений и их филиалов.
В связи с этим, Министерство образования и науки РФ отмечает три основные проблемы, которые снижают качество подготовки преподавателей.
Во-первых, подавляющее большинство выпускников профильных ВУЗов идут работать не по специальности. Кроме того, сегодня отсутствует система отбора абитуриентов, которые мотивированы на педагогическую деятельность, да и средний балл ЕГЭ по педагогическим программам достаточно низкий.
Во-вторых, специалисты отмечают крайне низкое качество подготовки выпускников педагогических ВУЗов, что, в частности, обуславливается недостаточностью практической составляющей обучения, слабой связью учебного материала с реальными потребностями современной школы. Более того, выпускники практически не интересуются исследовательской деятельностью.
В-третьих, проблема заинтересованности выпускников профильных ВУЗов в профессии очевидна. Она выражается в практически полном отсутствии методов привлечения талантливых выпускников на должность преподавателя, а также перспектив карьерного роста и механизмов поддержки молодых учителей.
Прогнозы на будущее
В качестве ожидаемого результата в Министерстве называют создание принципиально новой системы подготовки педагогических кадров. В частности, педагогический бакалавриат предполагается сделать основой этой подготовки. Его реализацию планируется проводить в сетевом взаимодействии школ, ВУЗов и колледжей. При этом существенный объем теоретического материала будет замещен практической деятельностью.
В Министерстве считают важным разработать специальную программу подготовки преподавателей для студентов третьего и четвертого курсов бакалавриата непедагогической направленности, но которые желают обучаться преподавательской деятельности. В планах создание магистратуры для качественной подготовки учителей с методическим и управленческим опытом, введение приоритетности приема на бюджет для тех, кто уже работает в образовательной системе.
Ударение на практике
Новая образовательная концепция подразумевает необходимость уделить особое внимание именно практической работе студентов в образовательных учреждениях. При этом потребуется проработать систему оплаты их труда, не ухудшая вместе с тем показателей эффективности как школы, в которой студент проходит практику, так и ВУЗа, в котором он обучается. Концепция также предполагает проведение студентами самостоятельной педагогической деятельности с последующим подробным обсуждением с преподавателями, а также формирование портфолио студента для предъявления будущему работодателю при трудоустройстве.
Квалификация и оплата труда
В структуру концепции должны войти рекомендации по введению в базовую часть зарплаты работников педагогической сферы доплаты за степень магистра и уменьшению нагрузки на преподавателя на время его обучения без снижения оплаты его труда. Кроме того, планируется сформулировать и ввести жесткие квалификационные требования к уровню педагогического образования преподавателей. В частности, только педагоги со степенью не ниже бакалавра смогут работать с детьми младших классов, в то время как логопеды, психологи и другие специальные преподаватели обязаны будут закончить магистратуру.
Реализация концепции
Процесс исполнения концепции разделяют на несколько этапов. В течение 2014-2015 годов примерно в 25-ти ВУЗах страны планируется запустить пробные проекты, призванные отработать новую программу и подготовить её идеологов. В 2016-2017 годах необходимо будет разработать качественно новую систему предоставления бюджетных мест для педагогической подготовки, которая должна будет простимулировать переход к новым моделям и программам. Кроме того, на завершающем этапе предполагается распространить новую концепцию на всю систему российской педагогической подготовки.